Детский сад для родителей (Интервью, сентябрь 2013 г.)
Интервью, сентябрь 2013 г.
У детских садов России в сентябре юбилей. 150 лет назад в Санкт-Петербурге открылся первый «киндер гаден». Чуть позже дошкольное образовательное учреждение появилось и в Москве. Большие юбилейные торжества состоятся 27 сентября, но уже с прошлой осени по инициативе руководителя городского Департамента образования Исаака Иосифовича Калины проходит целый ряд мероприятий, посвященных этому значимому событию в жизни дошкольного образования. Задействованы в них все – и педагоги, и дети, и конечно же родители. Папы и мамы, впрочем, настроены, как всегда, еще и на деловой лад. По их просьбе «Первоклассные родители» задали взрослые «детсадовские» вопросы председателю Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Людмиле Александровне Мясниковой.
В Москве к юбилею очереди в сады пропадут?
На данный момент всем московским детям в возрасте от 3 до 7 лет предоставлена возможность получить дошкольное образование. В целом по нашему городу очередей в ДОУ для этого возраста нет. За исключением не так давно присоединенных территорий Новой Москвы. Но даже здесь всего 554 малыша пока еще не получили места в садиках. И если посмотреть динамику изменений, сравнить ситуацию с той, которая была, когда новые территории только влились в Москву, прогресс в решении проблемы очевиден.
Родители, обращаясь в редакцию, ругают работу сайта, на котором идет запись детей в детский сад, говорят, что он все время виснет, невозможно перейти на нужную страницу… Что Вы им скажете?
В ближайших планах перевод этой услуги – прием заявлений от родителей о записи ребенка в дошкольное учреждение – на портал госуслуг города Москвы pgu.mos.ru. Он более мощный, четкий и доступный, чем информационный ресурс, через который сейчас осуществляется запись. Таким образом, все технические вопросы будут решены, и родителям не о чем волноваться.
Еще один очень частый вопрос мам и пап: правда ли, что с осени будет поднята оплата за детский сад?
Понятно, что эти вопросы вызваны тем, что 1 сентября 2013 года вступает в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации». Обращаю, однако, ваше внимание на то, что изменения, закрепленные новым законом, касаются не размера, а порядка установления родительской платы. Обучение и воспитание детей в детских садах всегда было и остается бесплатным и финансируется из бюджета города Москвы. За услуги по уходу и присмотру за ребенком и в старом, и в новом законах предусмотрена родительская плата. Причем согласно старому закону ее размер не должен был превышать 20% от реальной стоимости данной услуги.
Новый Федеральный закон об образовании снимает ограничения при определении размера родительской платы: регионам предоставляется возможность самостоятельно устанавливать ее процентный объем от стоимости годового содержания ребенка в дошкольном учреждении. По сути, закон отменяет верхнюю границу в 20%.
Однако по решению мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина москвичей эта новелла никак не коснется: им не придется платить за детские сады больше 20% стоимости затрат на присмотр и уход за детьми в дошкольных учреждениях. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.11.2012 г. № 634-ПП размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка (уход и присмотр), устанавливается ежегодно органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим полномочия учредителя.
Эту функцию в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы осуществляют окружные управления образования.
На основании расчетов каждого образовательного учреждения, которое реализует дошкольную образовательную программу, после согласования с управляющим советом ДОУ, окружное управление образования издает приказ об установлении родительской платы на весь учебный год, исходя из фактического размера затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) за предшествующий год. Важно, что все деньги, которые вносят родители в виде родительской платы, – это доход образовательного учреждения. Он остается в ДОУ и может быть направлен на стимулирующие выплаты воспитателям за качество работы, соответствующее запросам родителей. Новый закон не обязывает детские сады устанавливать родительскую плату, а дает возможность папам и мамам в лице управляющего совета совместно с коллективом ДОУ в лице администрации принимать решение – будут ли родители участвовать в дополнительном финансовом поощрении педагогов за высокое качество их услуг.
Еще раз заостряю внимание на том, что в Москве эта сумма не будет превышать 20% реальной стоимости данной услуги. Даже если управляющий совет примет решение платить свыше 20% от расходов по уходу и присмотру за детьми, а остальные родители его поддержат, ни одно окружное управление образования эту цифру не утвердит. Для родителей, вносящих плату за детский сад, государство предусматривает компенсационные выплаты: на первого ребенка – 20%, на второго – 50%; многодетные семьи, имеющие 3 и более детей, на основании закона города Москвы освобождаются от оплаты за содержание малышей (присмотр и уход) в ДОУ. Денежные средства выплачиваются из бюджета города Москвы. Таким образом, родительская плата является дополнительным доходом для коллективов образовательных учреждений и в то же время причиной дополнительных расходов городского бюджета.
Выходит, сегодня родители платят за дошкольное учреждение везде по-разному? А кто сейчас относится к льготной категории граждан при оплате садов?
Да, повторюсь, все зависит от качества работы учреждения и от позиции управляющего совета. Что касается льготных категорий родителей, они как были, так и есть. Послабления в оплате за услуги ДОУ, как я уже сказала, есть. Многодетные семьи и родители детей-инвалидов освобождены от платы за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, на основании Закона города Москвы от 23.11.2005 г. № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве». В соответствии с другим городским законом – «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, также имеют право на бесплатное посещение государственных ДОУ, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Какие сегодня существуют типы ДОУ?
Собственно говоря, сам тип образовательного учреждения сейчас не имеет значения. Правильнее говорить не о типах детских садов, а об образовательных программах, которые реализуют детские учреждения. Программа, по которой сад работает, имеет принципиальное значение.
К примеру, это может быть учреждение, которое реализует образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, – пожалуйста, в этот сад принимаются такие малыши. Или учреждение предлагает программу с компонентом художественно-эстетического развития ребенка – пожалуйста, выбирайте такой садик. В Москве сейчас, как вы знаете, создаются образовательные комплексы. В один такой комплекс может входить несколько дошкольных учреждений, которые реализуют разные образовательные программы в зависимости от потребностей родителей.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ!
|
|
Режим работы ДОУ устанавливает администрация учреждения вместе с управляющим советом. Родители могут проголосовать за то, чтобы сад начинал работать в 8 часов и заканчивал не в 19:00, а в 20:00. Папам и мамам надо просто уметь шире пользоваться своими правами. |
А как же обычный детсад, логопедический?.. Таких, как раньше, уже не будет?
В одном образовательном комплексе, как я уже сказала, могут реализоваться разные программы, в том числе для детей, имеющих нарушения в развитии речи.
В зависимости от состояния здоровья воспитанников и потребности родителей на образовательные услуги учреждение само составляет программу. Сейчас вообще даны очень широкие права руководителям детских садов, педагогическим коллективам: они могут сами составлять программы, включать туда различные компоненты. Главная задача одна – это максимальное, с точки зрения родителей, удовлетворение потребностей детей, которые ходят в сад.
Как узнать мамам и папам, по какой программе работает садик, который им приглянулся?
Во-первых, у каждого ДОУ теперь есть сайт, на котором публикуется полная информация об образовательном учреждении, в том числе о программах, по которым оно работает. Так что для начала надо внимательно изучить информацию на сайте. Во-вторых, можно обратиться к сайтам окружных управлений и Департамента образования. Московская система образования сегодня настолько информационно открыта, что родителям не составляет особого труда получить любые интересующие их сведения.
Кроме того, на сайтах образовательных учреждений предусмотрена возможность напрямую задать интересующий вопрос руководителю ДОУ и получить ответ.
Внедряемые для дошкольных учреждений образовательные стандарты у родителей пока особого энтузиазма не вызывают. Что бы Вы сказали скептически настроенным папам и мамам?
Сказала бы, что считаю это большим достижением для системы дошкольного образования. Никогда в истории России не было такого стандарта, и вот впервые он создается. У А.Г. Асмолова есть гениальная фраза: «Индивидуумом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». Так вот, задача дошкольного образовательного учреждения по ФГОС – понять индивидуальность каждого ребенка и помочь ему эту индивидуальность не растерять, отстоять уже в раннем возрасте. Таким образом, в корне меняются задачи дошкольных образовательных учреждений. Раньше садики были ориентированы на подготовку детей к школе.
Сейчас мы говорим о том, что ребенок не может к чему-то готовиться, он живет здесь и сейчас, каждую минуту развивается… И поэтому задача образовательного учреждения сегодня – это развитие мотивации малыша к учебе. Если такую мотивацию у маленького человека развивать, он приходит в школу уже готовый учиться, у него есть на то желание, а значит, все шансы стать успешным учеником. Некоторые родители делают ошибку, когда в преддверии школы усиленно учат ребенка читать, писать, считать. В результате в школу он приходит бегло читающим и хорошо считающим, но… без желания учиться.
И у него в первые месяцы жизни в школе из-за того, что он уже многому научен, теряется интерес к учебе. Нам же важно, чтоб у ребенка было сформировано именно желание получать знания.
Вернемся к практическим вопросам родителей. Как, в частности, сегодня обстоят дела с питанием в детских садах? Сошла ли волна недовольства пап и мам по поводу его качества?
Считаю, что ситуация изменилась к лучшему. Во-первых, состоялись торги, и по их результатам определены поставщики, которые в соответствии со всеми требования заключенных с ними государственных контрактов будут заниматься вопросами организации детского питания в ДОУ города. Не детский сад теперь думает, какие продукты завезти, как приготовить и что, а специализированные предприятия, профессионалы. Они же разрабатывают меню в соответствии со всеми требованиями к здоровому детскому питанию.
Задача образовательного учреждения теперь сводится к тому, чтобы проконтролировать качество поставляемой продукции и приготовленной еды. Такое разделение функций – исполнителя и контролера – логично и эффективно. Ситуация, когда рука руку моет (сам плохо приготовил и сам же потом проконтролировал, доказывая, что все хорошо), сегодня исключена.
А кто контролирует работу медсестер в ДОУ? Родители недоумевают, как это может делать районная поликлиника?
Да, задача сада – предоставить помещение, а в обязанность учреждения здравоохранения входит обеспечение сада медицинским персоналом. Качество предоставляемой услуги – это зона ответственности учреждений здравоохранения. И это очень правильно, ведь заведующая не может (да и не должна) оценивать, качественно ли работает медсестра – у руководителя ДОУ нет медицинского образования. Так что тот факт, что сейчас именно поликлиника ответственна за специалиста, который работает в саду, гарантирует качественную профессиональную медицинскую помощь детям. Многие родители, наверное, в этом уже могли убедиться.
Действительно ли в каждом саду должны быть логопеды, как думают многие мамы?
Начнем с того, что ставка логопеда вводится в штатное расписание в зависимости от потребностей детей.
Для этого проводится диагностика, которая определяет, есть ли проблемы в речевом развитии воспитанников ДОУ, какому количеству детей необходима помощь логопеда. И если проблемы не единичны, принимается решение о том, чтобы ввести в штатное учреждение ставку логопеда.
Вот другой пример, чтоб было понятно. Допустим, родители решили, что в саду нужна… студия ритмики. Бесплатно. Учреждение вправе ввести ставку педагога по ритмике, и, если родители проголосовали за такое решение, в штатном расписании появляется такая позиция.
Если у родителей возникла проблемная ситуация, связанная с детским садом, куда жаловаться?
Я бы советовала родителям решать проблему там, где она появилась. Появилась с нянечкой – поговорить сначала с ней; с воспитателем – значит, с воспитателем.
В образовательном учреждении всегда есть руководитель, есть старший воспитатель, который руководит деятельностью своих коллег, есть медсестра, педагог-психолог, то есть достаточное количество людей, которые способны те или иные проблемы решить прямо на месте. К тому же сейчас во всех садах есть управляющие советы. Активный управляющий совет может обсуждать с руководителем разные проблемы, которые волнуют родителей, и принимать устраивающие все стороны решения. Советы, по большому счету, и созданы для того, чтобы объединять родителей и педагогов, помогать им прийти к консенсусу и создавать в садике комфортную для всех обстановку.
Ну а если решить ситуацию «на месте» не получается, можно обратиться в управление образования своего округа или оставить жалобу на сайте Департамента образования. Все обращения напрямую попадают к руководителю Департамента образования Исааку Иосифовичу Калине. Он лично их читает и дает конкретные поручения по решению той или иной проблемы, с которой родители обращаются в департамент.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ!
|
|
Если сад закрывается на лето или на несколько летних месяцев, вам обязаны предоставить место в другом детском саду. В Москве в каждом районе есть дежурные учреждения, которые работают все три летних месяца. |
И много таких обращений?
Сначала было мало. Видимо, с непривычки: люди не ожидали, что такое – руководитель лично читает обращения – возможно. А потом писем стало много.
Сейчас ситуация стабилизировалась: роста количества обращений уже нет. Это говорит о том, что такой канал обратной связи реально сработал и дал свои результаты.
Но хотелось бы вернуться к предыдущему вопросу и вот что посоветовать родителям. Если вы выбираете ребенку дошкольное учреждение, устраиваете его туда, а значит, доверяете его людям, которые в нем работают, научитесь также уважать их. И если возникает проблема – с ними ее и решайте. Обращаясь сразу в департамент, вы как бы заведомо выражаете недоверие руководителю учреждения, куда ходит ваш ребенок. Не верите, что он может решить вашу проблему? Тогда зачем водите ребенка в этот сад?
На Ваш взгляд, нужен ли ребенку детский сад? Недетсадовские дети – это миф? Или реальность?
С моей точки зрения – это миф. По крайней мере сегодня, когда у родителей есть широчайшая возможность выбора. Я бы рекомендовала папам и мамам начинать знакомства ребенка с дошкольным образовательным учреждением с группы кратковременного пребывания. Они есть практически в каждом ДОУ. Если нет в том, который вы для своего ребенка выбрали, следует обратиться в ОСИП, где вам подберут учреждение, в котором есть группы кратковременного пребывания.
Я советую рассматривать этот вариант даже тем родителям, которые не планируют «полноценно» отдавать ребенка в сад.
Почему я считаю важным, чтобы малыш перед школой посещал образовательное дошкольное учреждение? Когда он воспитывается дома, его окружают только близкие люди, в основном взрослые. В результате кроха не умеет контактировать со своими ровесниками, у него практически нет опыта общения с другими взрослыми.
Вместе с тем для успешной школьной адаптации необходимо, чтобы ребенок имел свой собственный опыт общения и с теми, и с другими. В противном случае на построение новых, неведомых ему взаимоотношений уходит масса энергии! Когда же ему еще и учиться?! К тому же ребенок, имеющий опыт пребывания в дошкольном учреждении, уже прекрасно понимает, что такое общие для всех правила, умеет подстраиваться под них. А это тоже крайне необходимо для будущего школьника. Да и формирование мотивации к учебе тоже происходит быстрее в детских коллективах.
Конечно, родители могут заниматься с ребенком дома, но в образовательном учреждении работают разные педагоги, и больше вероятность того, что они разглядят индивидуальные способности и особенности малыша, сделают упор в мотивации именно на них. Словом, «детсадовский» этап, если и не обязателен, то очень желателен в жизни малыша – будущего школьника.