От рождения до 18-летия (Интервью от января 2013 г.)
Интервью от января 2013 г.
Тема объединения школ уже давно не претендует на статус горячей новости, однако страсти вокруг нее не только не утихают, но разгораются с новой силой. Последнее время звучат тревожные голоса: ну вот, со школами покончили, за сады взялись. «Родители очень неравномерно информированы, поэтому просто не готовы выбрать одну из множества открывшихся перед ними дверей. Вот и застыли в смятении и нерешительности, по привычке подозревая подвох. И на всякий случай защищаются нападением», – считает директор ЦО № 1429, учитель начальных классов и мама троих детей Любовь Евгеньевна Олтаржевская.
Результатом недавнего объединения ее центра образования с дет-ским садом стала победа в городском конкурсе «Лучший детский сад года» в номинации «Школа-сад». Слава, выходит, пришла незамедлительно, окончательно вдохновив на следующий шаг: коллектив центра при поддержке родителей продолжает искать единомышленников, готовых объединиться в большой образовательный комплекс. Вот что рассказывает Любовь Олторжевская.
Избавляемся от мучительного выбора
Объединение образовательных учреждений – процесс закономерный. А будоражит родителей эта тема, на мой взгляд, только из-за нехватки информации. Есть, правда, и другая проблема: не все руководители и коллективы образовательных учреждений определили для себя, для чего им нужно это объединение, и, соответственно, не смогли донести свои аргументы до родителей. Наша школа, например, объединилась не так давно с детским садом. Изначально мы четко понимали, для чего это делаем: чтобы предоставить родителям для их детей более широкий спектр качественных образовательных услуг. Возможно, вам покажется, что я говорю штампами, но это наш профессиональный сленг. Ну а, попросту говоря, ситуация такая. Стоят через дорогу сад и школа. У обоих учреждений есть государственное задание о предоставлении образовательных услуг. Почему бы не объединить усилия, чтобы предоставлять эти услуги проживающим в районе семьям, начиная от рождения ребенка и заканчивая восемнадцатью годами? Ведь ни для родителей, ни для педагогов не секрет, что зачастую учреждения, которые стоят рядом и вроде бы имеют некоторые формальные договоры о сотрудничестве, где-то действительно сотрудничают друг с другом, катастрофически мало знают о специфике работы соседей-коллег. А ребенок-то один, и дело у них общее. Объединение предоставляет замечательную возможность для семьи не искать каждый раз новое учреждение, переходя от одного этапа образования к другому. Ведь сейчас как? Сначала мучишься, выбирая сад, потом – хорошую началку, потом пытаешься определиться с достойной средней школой, чтобы ребенок не потерял интереса к учебе, дальше встает вопрос, где найти сильное профильное образовательное учреждение, благодаря которому чадо сможет поступить в приличный вуз на бюджет. Пока ребенок растет, родитель все время стоит перед выбором. Возможность получать комплексные долговременные образовательные услуги избавит пап и мам от этого постоянного мучительного выбора.
Создаем рецепт школьной успешности
Процесс создания комплексов решает задачу родительского выбора следующим образом: на конкретной территории района создается единое образовательное пространство, в котором родителям и ребенку от рождения до 18 лет предоставляется качественная образовательная услуга. Мы консолидируем усилия, объединяем ресурсы, выстраиваем единые требования, работоспособную образовательную вертикаль, которая в результате снимает вопросы адаптации ребенка при переходе от ступени к ступени и обеспечивает качество. Вы спросите как? Что стоит за этим загадочным словосочетанием «объединение ресурсов»? Во-первых, формируется профессиональное сообщество. Это очень важно. Одно дело, когда в детском саду воспитатели работают в своем коллективе, решают свои задачи, имеют свое видение того, какие требования предъявляет к выпускнику школа. Даже если это грамотно и профессионально. Другое дело, когда это единый коллектив и воспитатели четко знают, куда пойдут их дети дальше, чего от них ожидает учитель. Конечно, не для того, чтобы школе было легче учить, как часто заблуждаются родители, а с одной единственной целью – чтобы каждый ребенок в соответствии со своими особенностями и возможностями был успешным учеником. Для этого ребенка нужно знать с самых малых лет. Если сад и школа – единое целое, мы имеем возможность обеспечить ребенку успешность.
Выстраиваем вертикаль развития
Раньше вопросы взаимосвязи сада и школы на тему готовности к обучению зависели от многих субъективных факторов: взаимодействия руководителей, личности воспитателя дошкольника, квалификации педагогов, считает ли сад нужным ориентироваться на школу или нет. Сегодня преемственность не разовое мероприятие, а норма взаимодействия дошкольного образования и начальной школы, обязательное требование к обеспечению прав ребенка на обучение.
Наша школа работает по программе инклюзивного образования, присоединившийся к нам сад тоже имел детей, нуждающихся в особых образовательных условиях. Ценность образовательной вертикали еще и в том, что мы можем целенаправленно развивать каждого ребенка в соответствии с его особенностями, начиная с младшего возраста. Чем раньше начинается индивидуальная систематическая работа с малышом, тем большего эффекта в его развитии мы можем достигнуть. Родители сложных ребят, пришедших из сада, очень довольны тем, что могут быть спокойны за их судьбу: они знают, где и с кем будет учиться ребенок, знают учителей, которые будут с ним работать, тьюторов, которые будут помогать крохе в учебе. Развитие таких детишек перестает зависеть от случайного стечения обстоятельств: повезло с учителем или не повезло, вовремя начали коррекцию или опоздали. Словом, системная преемственность для всех детей – благо. В этом, как я уже не раз подчеркивала, мы убедились на собственном опыте. Подготовительная группа нашего сада сегодня свободно чувствует себя в школьной библиотеке, посещает школьный музей, общается во время общих мероприятий и праздников с первоклассниками. С одной стороны, возможны контраргументы: где же эффект новизны, смена социального статуса; если ребенок уже в школе, откуда возьмется подъем мотивации? Но это пустые опасения. Есть множество самых разных атрибутов, которые дают ребенку почувствовать, что он – первоклассник: первая парта, учитель, построение на линейку и многое другое. А вот снятие негатива адаптации налицо – это большой плюс.
Определяемся с целями объединения
Вопреки родительским домыслам, никаких жестких директив относительно необходимости всем и вся объединяться не существует. Продекларирован только территориальный принцип. Очевидно, что он самый логичный. Семья должна на территории своего проживания получать весь спектр образовательных услуг, а не тащить ребенка на другой конец Москвы, потому что там есть что-то такое, что ему не могут дать образовательные учреждения шаговой доступности. Другой вопрос, их нужно довести до такого уровня, чтобы родитель остался доволен. Кстати, о довольстве, точнее, о недовольстве. То и дело слышишь от родителей: у нас такая школа хорошая, а нас насильно сливают! Мне категорически не нравится это слово – «сливают». Мы объединяем кадровые и материальные ресурсы, оптимизируем финансовые. Ведь никто не говорит об освобождении средств, о сокращении бюджетного финансирования – все сохраняется в том же объеме для каждого участвующего в объединении учреждения.
В нашей школе очень мощный управляющий совет, поэтому у родителей не возник вопрос, нужно ли объединяться. Совет собрался в конце учебного года. Мы обсуждали итоги работы, в частности, рейтинг московских школ и критерии, по которым он составлялся. В рейтинге учитываются абсолютные показатели, а не процентное соотношение, отсюда наши скромные результаты – мы не вошли в «300 школ», несмотря на трех медалистов из восемнадцати выпускников и «стобальника» по литературе, что вообще редкость. Естественно, встал вопрос о развитии старшей профильной школы, которая была бы способна удовлетворить потребности старшеклассников и их родителей. Мы стали определяться, как усилить профиль. Объединение с сильной старшей школой – оптимальный вариант из всех возможных.
Таким образом, нужно сначала выявить круг вопросов, которые есть внутри учреждения. Дальше искать тех, с кем интересы совпадают, и информировать родителей до того, как начнутся какие-либо переговоры.
Процесс на самом деле непростой. Неподалеку от нас находится лицей, который вошел в «300 лучших школ Москвы». Замечательное, уникальное образовательное учреждение с хорошими традициями профильной школы. Еще есть рядом языковая школа. Языковое образование, на мой взгляд, должно стать приоритетным везде. Да и каждый родитель, записывая ребенка в первый класс, сегодня задает вопрос: на каком уровне у вас преподавание языка?
Вот три учреждения. Могут они между собой объединиться, чтобы обеспечить качественное образование на территории нашего района не выборочно, а всем детям? Теоретически могут. А практически, конечно, сложно по целому ряду причин. Поэтому представители управляющих советов этих школ без участия директоров ходят друг к другу, смотрят, думают, разговаривают. Как только родительская общественность договорится о том, что это интересно всем, начнутся шаги по объединению.
Сливаемся, но не растворяемся
Есть разные способы и модели объединения. Одна из них – закрытие нескольких юридических лиц и создание нового. Тогда отдельно стоящие здания входят в структурное подразделение комплекса, и на следующем этапе распределяются роли, выстраивается взаимодействие. Так не бывает: сегодня было объявлено, что создается комплекс, все закрылись, началось что-то непонятное, учителя уволены, дети перетасованы, один день ходят в школу здесь, завтра – в другом месте. Нет, конечно! Все делается поэтапно. Сначала юридическое оформление комплекса, потом выстраивание взаимодействия и стратегии развития, и только после полного понимания «что, для чего и как» предпринимаются какие-то конкретные шаги и решения. Поэтому никакой хаотичной перетасовки, тревожащей родителей, нет.
Что изменилось при объединении нашего сада и центра? Для воспитателей организационно не изменилось ничего: те же дети, те же родители, они так же работают на своем месте, никто не уволен. Но изменилось качество работы, скорректировалась ее содержательная часть. И это единственное, что изменилось для родителей.
Самый главный аргумент в нашу пользу при выборе победителей городского конкурса «Лучший детский сад года»: мы решили главную задачу – сохранили все ценное, что есть в детском саду. Не многим, если честно, это удается. Наш сад с художественно-эстетическим уклоном. Там всегда существовал замечательный музыкальный оркестр, давались уникальные ежегодные пушкинские балы. Мы не только сохранили эту традицию, но и перенесли ее в центр образования. Вот вам наглядный пример сохранения традиций. В нашем большом школьном зале бал заиграл по-другому, идея получила развитие. Школа тоже многим интересным пополнила художественно-эстетическое воспитание дошколят: поделилась изостудией, театром. Дети только выиграли от нашего объединения. Сохранение традиций дошкольного воспитания – это самое главное при создании комплекса «школа-сад». Родители тревожатся: школа, дескать, поглотит сад, и он станет ее придатком. Так не должно быть, конечно. Дошкольный возраст нежный, хрупкий, его нужно беречь, и не стоит превращать жизнь ребенка в маленькую школу. Поэтому, несмотря на то что подготовительная группа перешла в здание школы, у нас нет никаких парт, никаких уроков, обязателен дневной сон, прогулки и много игры.
Сегодня и начальная школа меняется в лучшую сторону. Новый стандарт диктует иные требования к форме проведения учебных занятий, к организации пространства. Но сохранение традиций – это основа перемен!
Поэтому мне не очень понятно, когда какая-то школа кичится своими традициями, не желая делиться ими, транслировать свой опыт. Предположим, что в прекрасной немецкой спецшколе 50 выпускников: два класса по 25 человек. Как вы думаете, все 50 будут поступать в лингвистический вуз? Вряд ли. У каждого родителя есть свое видение образовательных перспектив ребенка. Он ждет только одного – такого качества знаний выпускника, которое позволит ему поступить на бюджет желаемого приличного вуза. А дальше родитель смотрит: способна ли школа такой результат выдать без дополнительных затрат на репетиторов, курсы и т. д. Сегодня объективная информация есть, и она открыта! Взять хотя бы Московский центр качества образования. Мы активно работаем с электронным журналом и дневником. Родителю достаточно проявить активность, и он увидит все результаты и перспективы своего ребенка и школы, в которой он учится. Мы на родительском собрании первым делом знакомим родителей с этой системой, потому что самый короткий путь предупредить их беспокойство – продемонстрировать качество.
Возвращаясь к теме беспокойства родителей по поводу слияний, скажу главное. Чтобы вашим мнением не манипулировали, задайте простой вопрос: зачем нужно объединение? Вы должны получить на него исчерпывающий ответ, раскрывающий конкретные перспективы повышения качества образования. Если такого ответа нет – объединение нецелесообразно.
Фокусничаем вместе!
На самом первом этапе объединения, как только есть некоторое взаимопонимание на уровне управляющих советов, руководителей и Департамента образования, информация тут же должна быть выложена на сайте задействованных в процессе учреждений. Родителей необходимо об этом оповестить всеми возможными способами и пригласить к общественному обсуждению. Подчеркиваю, что общественное обсуждение происходит до принятия протокола о намерениях! Не бывает такого, что «все решили без родителей и поставили перед фактом». Не решили, а лишь договорились о том, что родителям предлагать. А они в свою очередь должны обсудить: нравится им предложение или нет. Именно такой порядок содержится в требовании Департамента образования. Конечно, если он не соблюдается, неизбежны конфликты. Все «за» и «против» должны быть выслушаны, приняты, поняты. С каждым частным мнением должна быть проведена серьезная работа.
Можем поделиться своим опытом. У нашего управляющего совета есть форма работы, которую мы назвали «фокус-группа». Когда решался вопрос об объединении, мы начали с фокус-группы сомневающихся родителей. Если кто-то скажет, что в их школе таковых нет, значит, он не совсем владеет информацией. Таких родителей мы нашли через родительские комитеты классов. Управляющий совет встретился с каждым. Они поставили перед нами вопросы, среди которых немало организационных, в том числе каких-то мелочей, на которые мы порой не обращаем внимания, а родители видят все.
Это очень результативная форма взаимодействия, которая не дает нам расслабиться и стоять на месте. Другая фокус-группа – родители хорошо успевающих учеников, показывающих высокие результаты в учебе начиная с начальной школы. В данном случае вопрос задавали мы, он был один: каких условий родители хотят для своих детей в нашей школе? Эта категория родителей очень требовательна, в первую очередь к своим детям. Именно поэтому они хорошо учатся и показывают высокие результаты. Требовательны они и к учреждению, потому что способности ребенка не должны раствориться, трудолюбие и интерес к учебе – ослабнуть из-за несоответствия среды. Эти мамы и папы тоже сформулировали задачи, которые мы будем решать. Следующая фокус-группа – родители детсадовцев, которым было не все понятно на этапе объединения, в частности, присутствовали переживания связанные с переводом подготовишек в здание школы. Это я к тому, что не нужно бояться разговора с родителями. А если с ними общаются члены родительской общественности, управляющего совета – это вдвойне эффективно, продуктивно и интересно.
Не верим мифам
То, что все московские школы и сады должны объединиться срочно и любой ценой, – миф! Никаких ограничений ни по времени, ни по количеству нет. Есть объективная реальность. Она заключается в том, что школа, в которой меньше 1000 учащихся, скорее всего, не сможет решить комплексный набор задач, который ставят перед ней образовательные стандарты нового поколения. Объединяются учреждения только тогда, когда готов внятный проект. Новое время ставит перед системой образования новые задачи. Они решаются, в том числе путем объединения ресурсов отдельных учреждений.
Говорят, что школа не выживет, не объединившись хоть с кем-нибудь, из-за новой системы финансирования. Опять-таки миф! В новой системе финансирования выживают все! Я это говорю, в том числе исходя из опыта нашей школы. Мы только недавно объединились, потому что это соответствует нашим потребностям развития. Все деньги, которые были в учреждениях, на которые они жили, за ними сохраняются. Поэтому в денежном плане выживет любая «малая» школа, а вот в плане развития, удовлетворения потребности родителей в качестве услуг, пожалуй, только авторская. Но и они, на мой взгляд, должны транслировать свой опыт работы. Ведь одаренные дети есть не только там, но и в других образовательных учреждениях. Задача реорганизации – не выровнять всех, а сделать так, чтобы, сохраняя свою индивидуальность, каждое учреждение соответствовало бы требованиям московского стандарта качества образования.