Сольемся в комплексы друзья? (Интервью, январь 2013 г.)
Интервью, январь 2013 г.
«Во всяком случае, так утверждает председатель совета родительской общественности ЮЗАО Виктория Островская. С этого именитого с точки зрения качества образования округа «ПР» начали мониторинг родительского отношения к данному непростому вопросу. Виктория пригласила нас на встречу председателей управляющих советов школ округа с Евгением Ямбургом, которая проходила в его центре образования, известном на всю страну и уже более 20-лет функционирующем как большой комплекс.
Виктория, сложно ли было организовать встречу родителей с таким знаменитым и занятым директором?
Да, непросто. Но оно того стоит. У Евгения Александровича и авторитет, и огромный опыт. 109-я школа уже много лет образовательный комплекс. Все знают, что в эту школу берут в первую очередь по территориальному принципу, отказывая даже очень «блатным» просителям. Тут есть дети и из группы риска, и с проблемами здоровья. Вы сами видели, что родители нашего округа задают только вопросы по существу, очень конкретные, технологические. Е. Ямбург проблему объединения за 25 лет отработал до мелочей, поэтому мы не слышим никаких лозунгов, получаем конкретные, простые и доступные ответы на волнующие нас вопросы. Хотя, если вы обратили внимание, все понимают, что в объединении образовательных учреждений вообще и в каждом конкретном случае есть плюсы и есть минусы, поэтому никто не говорит: «Делай, как я!» Но время диктует свои условия, нужно двигаться вперед, для этого очень важен обмен опытом – и удачным, и не очень.
Вам повезло, 109-я школа находится на юго-западе…
Да, но мы проводим собрания онлайн. Сегодня более 150 человек присутствовало в зале, и столько же представителей родительской общественности, школ и детских садов из других округов было подключено к нам через Интернет.
И все-таки есть ли проблема неприятия родителями процесса объединения?
Конечно, тема горячая, потому что она сложная в первую очередь организационно. Но я вам точно говорю, так как знаю проблему не понаслышке: подавляющее большинство родителей относится к ней спокойно.
Неужели!? Откуда тогда столько шума?
Я лично не слышу и не вижу никакого особенного шума. Основная масса нейтральна, и есть два «хвоста». Первые – это те, кто не понимает, что происходит, но не хочет, чтобы ребенка «трогали». Этакие консерваторы, в жизни которых все устоялось. Они в принципе отрицательно относятся к переменам, а не к существу вопроса. Вторые – такие, как я и большинство здесь присутствующих. И тех, и других очень немного.
Как рассуждает «оппозиционный хвост», понятно. А как действуйте вы? Ведь не все же гладко.
Школа, в которой учится мой сын, объединилась в прошлом году с другой школой (а сейчас, кстати, объединяется с детскими садами). После объединения и мы, и наши дети узнали и увидели тех, кто учился с нами буквально через двор. Это очень полезный опыт: расстояние всего в два шага, а разница в том, что могут и умеют школьники, в укладе и традициях очень значительная. Но живем-то в соседних домах, в одном дворе. И я, конечно, хочу, чтобы у нас были как минимум общие представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Почему я должна водить ребенка в школу через другой двор, где чего только не увидишь: и курят, и пиво пьют?.. Наша школа уже 10 лет – свободная от курения территория. Это значит, что даже учителя, которые не могут отказаться от вредной привычки, вынуждены уходить за территорию школы, а уж о курении школьников в туалете мы 100 лет не слышали. Эти же правила стали распространяться на всех, с кем мы объединяемся.
Другой аспект. Наша школа укомплектована полностью. Это учебное заведение с традициями, куда родители всегда охотно вели своих детей. Но, как говорится, мест нет. А еще нет лингафонного класса, учительской нормальной и многого другого. После объединения эти проблемы постепенно будут решаться. Управляющий совет рассматривает образовательные программы, которые будет реализовывать наша школа, и под них целенаправленно создается база.
Каким образом вы доносите информацию о переменах, планах до родителей?
У нас проходят собрания. От каждого класса, с 1-го по 11-й, есть представители. Общешкольное собрание всегда начинается с анализа ситуации: какие результаты были в прошлом году, что происходит сейчас, какие перспективы. Его ведет директор и задает вопрос: что будем делать? И мы думаем вместе. Завуч, члены управляющего совета озвучивают свои вопросы, по основным положениям проходит голосование. У нас есть традиция прямо спрашивать и прямо отвечать. Если, например, какие-то острые вопросы родители не готовы публично ставить и обсуждать, существует ящик доверия, куда каждый может анонимно положить свои соображения и предложения, которые не останутся без внимания. Очень важно с умом выбрать председателя управляющего совета. В нашей школе это преподаватель филфака МГУ, человек очень высокой внутренней культуры, авторитетная личность, к которой все прислушиваются. (Виктория – председатель родительской общественности округа, но в своей школе она рядовой член управляющего совета. – Ред.) И не только потому, что это авторитет, а потому что он очень компетентный человек, способный содержательно ответить на любой вопрос родителей.
Важно понимать, что, если ты на самом деле что-то хочешь сделать для своего ребенка, нужно отстаивать не только его интересы – он же не в вакууме живет! – но и интересы класса, школы. Нужно видеть ситуацию в объеме. Например, у нас английская спецшкола. Я – инженер-металлург и хотела бы, чтобы мои мальчики тоже стали инженерами. Но в нашей школе недостаточно уроков физики и химии, для того чтобы они были хорошо подготовлены к поступлению в технический вуз. Я, конечно, могу начать метаться, искать что-то подходящее, дергаться. Но, во-первых, мне эта школа дорога, и, во-вторых, я прекрасно понимаю, что без хорошего английского сейчас инженеру никуда. Значит, я выбираю другой путь: смотрю, есть ли еще родители, которым это нужно, собираю их вместе, предлагаю какие-то конкретные решения, мы вырабатываем консолидированную позицию и передаем ее на рассмотрение управляющего совета. Не все легко, не со всем совет соглашается, пока решение по нашему предложению не принято. Но я не забираю ребенка и дальше буду искать пути. Инициатива обязательна, понимаете? Ни в одной школе вы не найдете «всего на свете».
А как строится работа с сомневающимися родителями, ведь их мнение тоже должно быть услышано?
Когда я проводила собрание родительской общественности в каждом районе округа, выявилась группа родителей, которые мимо нас (родительской общественности) дошли до управления образования. Но, как выяснилось, не по принципиальным соображениям, а просто потому, что они не знали о нашем существовании. Они понятия не имели, что есть ресурс, при помощи которого можно не столько решать вопросы, сколько получить исчерпывающую информацию, предотвращающую их возникновение. Как только родители узнают достоверно что к чему, добрая половина вопросов автоматически снимается.
Так вот, когда я провела собрания, стало очевидно, что есть проблемные районы, где директора учреждений не проинформировали должным образом родителей об изменениях, происходящих в московских школах, о чем я доложила в управление образованием округа. Последовали районные встречи на эту тему, городское родительское собрание, которое проводят Исаак Иосифович Калина и Людмила Александровна Мясникова. Ну а далее было принято решение провести для нашего округа встречу в школе Ямбурга. В декабре пройдут общественные слушания программ развития планируемых образовательных комплексов. Но это, как вы понимаете, уже иной – конструктивный – уровень.
Вы сказали: директора учреждений не проинформировали… Кто же главный «зачинщик» непонимания родителей? Директор?
Родители были против потому, что у них не было адекватной информации от директора. А они, понятное дело, своего директора защищают. Вы слышали, что сегодня Ямбург сказал? Управляющие советы, включайте голову! Если вы видите, что все вокруг готовы к развитию, есть ресурсы, возможности, перспективы, а один директор упирается – это же странно. Что у него за мотивы? Выясняйте и, если они не совпадают с интересами большинства, которое представляет в школе управляющий совет, меняйте директора.
Так радикально?
Ну, понятно, что это крайний случай, но как минимум критично надо отнестись, задуматься.
В вашей школе каждый родитель знает контакты членов управляющего совета?
Да. И электронную почту, и телефон. Они есть на школьном сайте и доступны всем желающим.
Что бы вы посоветовали родителям будущих первоклашек и учеников началки: чем они должны интересоваться, как себя вести, как реагировать на перемены?
Знаете, с первым ребенком я назвала бы целый перечень вопросов, а теперь, когда и второй уже старшеклассник, – нет. Первого я отдавала, что называется, на учителя. Но они с сыном «не сошлись характерами». Со вторым я была спокойна и уверена, так как к этому времени уже понимала, что общая культура школы для меня важнее. Все остальное – производные вещи: и коллектив, и программа, и атмосфера. Показатель был один: ребенок ходит в школу, он доволен. И это главное.
Кстати, что касается «разношерстности» детей. У нас, например, английская спецшкола. В ней всегда шел естественный отсев детей, немотивированных на нагрузку. Поэтому вопрос «разношерстности» коллектива не стоял никогда. Сейчас, после объединения, очевидно, встанет. Мы к этому готовимся. Здесь как раз и возникает вопрос о том, насколько подготовлены родители. Если не задумываясь, эмоционально отнестись к этому моменту, то возникает порыв бороться за оазис, где все благополучно, где дети не соприкасаются с внешним миром и другими детьми. Но я, человек, родившийся в Алма-Ате и учившийся в четырех российских школах (как многие из нашего поколения), глубоко убеждена в том, что нельзя прививать своим детям снобизм, негативное отношение к совмещению разных интересов, культур. Вот, наверное, совет: смотреть дальше своего носа, включать разум. Когда вы приходите в какую-то систему, должны понимать, что у этой системы есть правила общежития, общения, по которым она живет. На себя и свое поведение нужно посмотреть через призму этих правил. И еще. Нужно прислушиваться. В наших школах в подавляющем большинстве работают специалисты высокого класса. Доверяйте им! Без этого ничего не получится.
Текст: Анастасия Якунина