Самый первоклассный педагог Москвы (Интервью, май 2013 г.)
![Самый первоклассный педагог Москвы (Интервью, май 2013 г.) Самый первоклассный педагог Москвы (Интервью, май 2013 г.)](/upload/iblock/609/satina.jpg)
Интервью, май 2013 г.
У «Первоклассных родителей» в этом конкурсе был свой фаворит. Мы искренне болели за Татьяну Андреевну Сатину, молодого учителя начальных классов из СОШ № 513. Татьяна Андреевна успешно и ярко дошла до финишной черты – III этапа конкурса, и хотя в шестерку лауреатов не попала, отмечена как лучшая в своей номинации.
«В классе, у доски, с детьми». И через 10 лет!
Отвлекать Татьяну Андреевну во время конкурса было бы неправильно, поэтому мы условились об интервью с ней после всех этих больших педагогических состязаний, когда волнения и переживания улягутся, да и со временем станет посвободнее. С последним, однако, вышла ошибка. Самые обычные школьные дни у Татьяны Андреевны расписаны буквально по минутам. Когда у нее заканчиваются уроки с любимыми третьеклашками, она готовит их к марафону знаний. Когда заканчивается марафон, начинается подготовка к мероприятию, которое Татьяна организовывает для всей школы. А в промежутках – экоклуб, кружки, работа в Совете молодых учителей округа. Все? Оказалось – нет. Уже второй год именно ей поручают проводить занятия по подготовке к школе с будущими первоклашками и общаться с их родителями (что еще сложнее!). А когда выяснилось, что, помимо этого, Татьяна помогает родной сестре в воспитании ее троих детишек, мы вообще засомневались – один ли это человек? Ощущение после общения с Татьяной – она такая настоящая! Без штампов, полная живых идей! Хочется ее отксерокопировать и раздать каждой школе по паре копий… Это, понятно, лирика, но к этой красивой современной девушке 25 лет, с энтузиазмом и воодушевлением отдающей себя работе в начальной школе, были и вопросы по существу. Начнем с традиционного: стать учителем началки – это было детской мечтой?
Оказалось, нет. В педагогический колледж она отправилась вслед за старшей сестрой, а потом год отучилась на химфаке, откуда перевелась «к деткам», следуя зову сердца. Сам же этот зов сердца возник во время педпрактики, когда Татьяна Андреевна впервые проводила классный час с младшими школьниками. Мысль о том, что «это мое, здесь я на своем месте, мне нравится, мне хорошо с детьми, я могу и хочу работать именно с ними», пришла, собственно, в тот момент… Не покидает это ощущение Татьяну Андреевну и сейчас. Ведь даже на вопрос «Как Вы видите себя через 10 лет?», она, не задумываясь, ответила: «В классе, у доски, с детьми, в младшей школе».
Татьяна говорит, что «вертикальный» рост ее интересует лишь постольку поскольку; главное – рост личностный, «работа над собой». Цитируем: «Быть директором школы, наверное, интересно – ведь можно реализовать так много идей, но не хотелось бы уходить из класса. В его стенах – особая энергетика».
«Чтобы декрет пришелся на промежуток между выпусками»
Учитель Сатина не может представить себя без того, ради чего пришла в школу. А именно без работы с детьми: «Это особые отношения, особая атмосфера, это просто чудо – возможность каждый день наполнять детишек знаниями, видеть реальные результаты работы, помноженные на количество учеников в классе». Удивительно, но даже свою женскую самореализацию Татьяна рассматривает сквозь призму работы в школе: «Своих детей – да, конечно, хочу. Но не представляю, что могу бросить свой класс на полпути. Надеюсь, что удастся спланировать уход в декрет так, чтобы он пришелся на промежуток между выпусками, чтобы не бросать детей на каком-то этапе». Скорее всего, у Татьяны получится все именно так, как она задумала: надо видеть то воодушевление, с которым она говорит об ответственности учителя за непрерывность процесса обучения! Возможно, потому, что самой Татьяне в младшей школе не повезло: первая учительница ушла в декрет, вторая – на пенсию, а на третьем году обучения их класс вообще расформировали, и она оказалась одна в совершенно новом для себя коллективе. Возможно, этот негативный опыт и стал одним из основных кирпичиков ее собственной позиции – не бросать свой класс никогда, создать единый коллектив.
«Для учителей – тренинги по командообразованию»
Кстати, о коллективе. На вопрос «Первоклассных родителей»: «Какое нововведение Вы бы внедрили одним из первых, если бы Вас назначили директором школы?» – Сатина ответила неожиданно: «Я бы организовала для учителей тренинги по командообразованию. На сегодняшний день учителя школы – это не единая команда.
Каждый сам за себя. Каждый проповедует свои ценности, и зачастую посылы дети получают очень разные. А было бы намного лучше, если бы учителя сами между собой смогли договориться о том, чему они помимо собственных предметов хотят научить детей. И чтобы все учителя в рамках одной школы вели одну игру, двигались к одной цели, как это происходит в успешных компаниях и корпорациях». «Первоклассные родители» эту идею поддерживают, поскольку согласны, что противоречивые установки, которые дети получают не только от родителей, но и от учителей, мешают и воспитательному, и собственно учебному процессу. Ведь залог успешного усвоения знаний – это мотивация. А для ее появления должны быть очевидны цели. И цели более глобальные, чем просто получение оценок.
Хорошая идея – «курс для будущих родителей в вузах»
Еще одна идея молодого педагога – о создании курса молодых родителей – нам тоже понравилась. Высказанная очень искренне и прочувствованно – так говорят о самом наболевшем – это даже не идея, а крик души: «Почти во всех вузах, например, преподают философию. Да, она полезна для формирования мировоззрения, но большая часть полученных знаний остается невостребованной. Но ни в одном вузе не преподают хотя бы в качестве факультативного более актуальный на практике курс «Как вести себя со своим ребенком».
А ведь подавляющее большинство студентов в будущем станет родителями, и знания основ воспитания были бы для них совсем не лишними. Не хочется говорить пафосные слова о том, что это задача государственного уровня – создать все условия для того, чтобы молодое поколение лучше реализовывало свою заложенную природой миссию, чтобы дети росли здоровыми не только физически, но и морально. Факт, однако, остается фактом: молодым родителям НИКТО не пытается рассказать, как нужно и как категорически не следует обращаться с детьми. Поэтому каждый родитель делает то, во что горазд, и не всем, например, очевидно, что главное в развитии ребенка – это общаться с ним. Общаться, а не удовлетворять одни лишь витальные потребности своих любимых детишек. Да, курс для будущих родителей в рамках высшей школы – это, конечно, только мечта. Но организовать занятия с родителями будущих первоклашек – проект вполне реализуемый. Ведь подготовительные курсы для детей – это только надводная часть айсберга. Вся подводная – в семье.
По деткам, по их речи всегда видно – говорят ли с ними родители, общаются ли полноценно или же все разговоры сводятся к тому, помыл ли ребенок руки перед едой и что он хочет на завтрак. При этом всех дошкольников мамы-папы учат читать. А зачем читать, если ребенок и разговаривать толком не может? Не может выразить связанно свою мысль, составить распространенное предложение… Деток пытаются учить и писать тоже, хотя их ручки совсем не разработаны. В результате – слезы, неудачи, сопротивление, нежелание идти в школу. А ведь начинать учить писать нужно именно с разработки рук. В этом и заключается главная подготовка детей к письму. Упражнения на развитие мелкой моторики, лепка – вот то, чем в первую очередь должны заниматься дома родители, а вовсе не прописями. В прописях все будет отлично, если создана база. Нам, учителям, школьным психологам, это кажется таким очевидным. А вот родители, уже накупившие всевозможных прописей, удивленно слушают и… часто продолжают делать по-своему. Вот и получается, на подготовительные курсы водят детишек, хотя в большинстве случаев нужно было бы учить-переучивать родителей. Мы вычерпываем воду, а родители топят наш корабль».
Выучить китайский. «Чтобы дети искренне поверили мне…»
А еще «Первоклассных родителей» тронул ответ Татьяны на вопрос: «Что бы Вы выделили среди результатов, которых уже удалось достичь?» – без штампов и громких слов, зато с прекрасной историей о том, как ее класс ходил на экскурсию. В конце экскурсовод похвалила детей, сказав, что ей было очень легко и приятно работать с ними, что ребята вели себя хорошо и при этом не были зажатыми, безынициативными.
Экскурсовод заметила, что это просто удивительно для детей такого возраста. Целиком и полностью согласны с тем, что такие слова экскурсовода о группе третьеклассников – это действительно результат работы учителя!
И нас очень обрадовало, что в ответ на вопрос о результатах своей работы Татьяна Андреевна не стала рассказывать, сколько в классе отличников, сколько детей стали победителями в различных марафонах и олимпиадах. А в том, что и такие среди ее учеников имеются, мы даже не сомневаемся. Умение подметить неформальные и не поддающиеся измерению ценности, спрятанные за формальными и измеряемыми, – важное, но, к сожалению, редкое сегодня качество среди педагогов.
На вопрос о ближайших планах вне школьных стен Татьяна Андреевна рассказала, что собирается окончить магистратуру, что вполне закономерно. А еще ее мечта – продолжить изучение китайского языка. Зачем он учителю младших классов? «Как зачем? Потому что это просто интересно! Интересно все новое, интересно преодолеть себя, ведь я учу детей этому, а значит, и сама должна быть с ними на одной волне. Чтобы дети искренне поверили мне, что получать знания – это действительно интересно, я сама должна узнавать каждый день что-то новое, заряжать их своим примером».
Вот бы все педагоги были столь же искренни в том, что проповедуют на словах, чтобы они сами в своей жизни соответствовали создаваемым образам и идеалам! Детей очень сложно обмануть. Именно поэтому самыми обожаемыми учителями становятся самые искренние.