«Изменились дети — должны измениться учителя» (Интервью, май 2013 г.)
Интервью, май 2013 г.
«Первоклассные Родители» акцентируют внимание пап и мам на этой фразе первого заместителя руководителя Департамента образования Вениамина Каганова. В ней – суть изменений, происходящих в нынешней московской школе, и в ней, наверное, главная особенность конкурса «Педагог года Москвы – 2013»: его участники продемонстрировали, что готовы к таким переменам. Хорошо образованные, с широкими взглядами и кругозором, уважительные по отношению к своим ученикам, молодые, стильные – кто из родителей не мечтает о таких учителях для своего чада!? Но это как раз те мечты, что сбываются. А для многих московских семей, как показал конкурс, в котором приняли участие 1200 педагогов, уже сбылись.
Вениамин Шаевич, Вы лично довольны результатами конкурса «Педагог года Москвы – 2013»? Что для Вас стало открытием? Или кто? Выполняет ли конкурс свою главную задачу – поиск молодых педагогических талантов, которые приходят на смену звездным, известным всей стране московским директорам и учителям, уже давно работающим на педагогическом поприще?
Система образования – реальная система: со своими традициями, устоями, возможностями, ограничениями. Как любая другая, она стремится воспроизводить саму себя и благодаря этому существует, учит детей, выводила и выводит в «люди» многие поколения, принося этим огромную пользу обществу. Но та же самая система консервирует недостатки, сопротивляется любым изменениям, накапливает проблемы.
Все, что ее касается, в полной мере относится и к конкурсам профессионального мастерства. С одной стороны, они показывают: накоплен колоссальный опыт, сложились традиции, история успехов и побед. С другой стороны, все, что хорошо было 20, 10 и даже 2 года назад, уже не в полной мере соответствует времени, а в чем-то и противоречит ему.
При всей многогранности и многополезности конкурса нам на этом этапе было наиболее важно выявить и показать миру ярких, талантливых, неординарных людей, которым родители и общество могут доверить ребенка, рассчитывая, что он выйдет из школы не просто знающим тот или иной предмет, а позитивным, нацеленным на успех и взаимодействие с обществом.
Поэтому все было направлено на то, чтобы проявить инициативу, мотивировать педагогов на риск показать себя. Для этого все должно быть прозрачно, открыто, честно. Отсюда и открытость формата конкурса.
И мы увидели таких людей. Поэтому ими я очень доволен. Для меня на нынешнем этапе это главный результат. Конечно, не единственный.
«Ребенок в эту жизнь приходит открытым и талантливым. Это потом, не без участия школы, он часто перестает проявлять свои лучшие качества».
|
Что Вы считаете главным изменением из тех, что происходят в московской школе в последние два года? Возможно, это смещение акцента с прежней, безусловно главенствующей, роли учителя на личность ребенка? Не зря ведь И.И. Калина предложил несколько изменить тему свободной дискуссии для лауреатов конкурса – с «Учителя будущего» на «Ученика будущего»?
Главное – изменился мир, изменился ребенок, значит, должен измениться и учитель. Причем он должен научиться меняться постоянно, потому что в следующем году придут другие, отличные от нынешних, дети.
Современному педагогу нужно научиться быть не просто другом, учителем или тьютером. Он должен стать полезным ребенку, когда в некоторых случаях хуже него понимает те или иные вещи. Пример – развитие информационных технологий. То есть педагог и ученик должны учиться вместе, каждый день. А это совсем другая роль, другие компетенции.
Возможно ли рассчитывать, что все без исключения учителя смогут так изменить себя? Конечно, не все и не сразу. А что, есть другой выбор?
Кто-то сказал: если ты пришел в школу, и там все так, как было при тебе, – это ужасно плохая школа. Я не говорю, что нужно перечеркнуть все и по новой создавать что-то другое. Это и невозможно, и не нужно. Я – за эволюционное развитие системы и учителя в этой системе. Эволюционное, но достаточно быстрое и, безусловно, позитивное.
Кстати, об этой самой теме свободной дискуссии. Лауреаты описали образ будущего ученика в довольно радужных красках. Возможно, они имели в виду очень отдаленное будущее? Ведь сегодня, согласитесь, под это описание попадает слишком малый процент учеников. Что должно произойти с обществом, со школой, чтобы наши лауреаты не казались эдакими «кампанеллами» от педагогики?
Странно вы рассуждаете. Ребенок в эту жизнь приходит открытым и талантливым. Это потом, не без участия школы, он часто перестает проявлять свои лучшие качества. Он не понимает нас, мы не понимаем его. Не даем ему право голоса. Как будто знаем, что для него лучше, что хуже. Но откуда нам это знать, если даже мы не можем прогнозировать хотя бы на 5–10 лет, какие профессии окажутся наиболее востребованными, какие качества (кроме общечеловеческих – это, надеюсь, всегда) будут главными?
Я уверен, что нынешнее поколение другое, но не хуже нас. Были бы они такие, как мы, сомневаюсь, что выжили бы в этом мире, который создали мы, взрослые.
Отрадно, что среди лауреатов конкурса два педагога – мужчины. Если бы такой расклад отражал реальное соотношение мужского и женского педагогического начала в московской школе, то профессиональное сообщество на треть состояло бы из представителей сильного пола. Но это далеко не так. Почему сегодня по-прежнему мало мужчин-педагогов, хотя зарплаты в школах уже вполне «мужские»?
Работа хорошего учителя – очень тяжелая работа. Для того чтобы трудиться в этой области, мужчине реально необходимо призвание – иначе невозможно. Женщины в этом смысле более приспособлены к ежедневным подвигам. Немаловажен и вопрос оплаты.
И хотя платить сейчас стали намного больше (выше среднего по Москве), но ясно, что это не бизнес, и мужчины предпочитают другие профессии. Кроме того, все, что касается предпочтений по профессиям, – процесс иннерционный. Уже сейчас в школу приходит больше молодых и умных мужчин, думаю, через пару-тройку лет эффект заинтересованности проявится еще больше, и процент их в школе заметно возрастет. Тем не менее сомневаюсь, что когда-либо мужчин в школе будет, например, больше четверти. Хотя среди руководителей мужчин немало и сейчас. Ну а когда я учился в школе, у нас был один мужчина-физик.
В условиях, когда многие родители (да и дети тоже) слишком буквально восприняли понятие «образовательная услуга», большое значение имеет повышение социального статуса педагога. Для этого уже вроде бы сделано немало – зарплата, современные, оснащенные по последнему слову IT рабочие места, премии, гранты, конкурсы, в том числе «Педагог года»… Чего, с Вашей точки зрения, не хватает в этом списке? Как повысить общий престиж профессии?
Семьи в Москве ожидают многого от образования, предъявляют высокие требования к нему. Очень многие мамы и папы имеют креативные, интересные, высокооплачиваемые профессии. И представляете, приходит ребенок из этой семьи в школу, а его учитель, предположим, человек, не чувствующий себя состоявшимся, успешным. Предмету он научить может, но как ему научить правильно выбирать путь к успеху и верить в свои силы? И получается: дома – одно, по телевизору – другое, в Интернете – третье, а в школе – пятое. Что, собственно, нередко сейчас и происходит. Какое уж тут воспитание! Какой умный ребенок – а они все умные – поверит такому учителю? А не поверит – не будет уважать, а без уважения – какое воспитание?
Поэтому наша задача – помочь учителю уважать себя, чувствовать и понимать свою миссию и предназначение. Мы можем только помочь, в том числе через конкурсы, но сделать себя успешным и чувствовать себя таким может только сам педагог. Это, на мой взгляд, самое важное и самое трудное.
Голос скептика: «Если говорить об итогах конкурса «Педагог года Москвы – 2013», то по составу его лауреатов можно сделать интересные выводы. Исключив вузовского преподавателя истории, мы имеем двух психологов, учителей физкультуры и химии, а также педагога дополнительного образования. То есть школа сегодня избавляет детей от стрессов, в которые сама же их вгоняет, учит их полезно и физически культурно отдыхать – это мы все любим, ну и химичить – в переносном смысле это у нас вообще национальная забава. Ни одного учителя-предметника – хотя то и дело слышим о том, что специалистов для новой экономики надо готовить со школьной скамьи. Ни одного учителя-гуманитария… Нет даже ни одного учителя начальных классов – означает ли это, что за два года работы начальной школы по новым стандартам не появилось ни одного лидера, на которого надо равняться». Что бы Вы ответили такому недоброму скептику? Он неправ?..
В лауреатах конкурса – 6 человек. В финале – 32 педагога, и там были все – и учителя начальной школы, и классные руководители, и предметники. В апреле будут объявлены итоги и распределение мест по 10 номинациям. Так что скептику я посоветую следить за прессой. Да и среди лауреатов – 2 предметника: химик и физрук. Вы считаете, физическая культура – не предмет? Воля ваша, но я точно знаю: если бы не она, лично у меня никогда бы не хватило сил на то, что делаю, а хочется сделать еще больше.
ПЕДАГОГ ГОДА МОСКВЫ – 2013: НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ!
|
|
В пятерку лауреатов конкурса вошли: учитель химии школы № 1360 Яна Иванцова; молодой преподаватель Московского педагогического государственного университета Галина Климова; педагог дополнительного образования Дворца юношеского и детского творчества на Воробьевых горах Константин Андреев; педагог-психолог Ломоносовской школы Надежда Воробьева, педагог-психолог гимназии № 1518 Ирина Жиляева. Шестым лауреатом стал учитель физкультуры школы № 2005 Юрий Шендановин, который победил в SMS-голосовании. Имена финалистов были объявлены в прямом эфире еженедельного селектора Департамента образования, который проводил глава ведомства Исаак Калина. Абсолютному победителю конкурса вручат специальный приз – «Руки Педагога», символ городского конкурса. Он примет также участие в эстафете олимпийского огня в октябре. Кто же он? Имя его станет известно, когда этот номер «ПР» уже уйдет в печать. Поэтому отсылаем за информацией к сайту конкурса: pedagog.msk.ru |