Советуй и управляй! (Интервью, ноябрь 2013 г.)
Вадим Витальевич! Очень красивая школа у ваших детей!.. Расскажите, как помогали родители в ее ремонте и благоустройстве.
Родители, скорее, контролировали этот процесс, хотя это можно назвать и помощью – еще какой! В любой школе есть мамы и папы, так или иначе связанные с ремонтом и строительством. Они, естественно, знают работу этой сферы изнутри. Когда идет ремонт школы, их помощь очень важна. Кроме того, родители – заинтересованные лица! Для них важно, чтобы все было сделано капитально, не на один день. В этом году мы соорудили футбольное поле, оборудовали площадку с тренажерами, беговой дорожкой и горкой для детей.
А какую финансовую помощь в оборудовании площадки и прочего родители оказывали?
Никакой не оказывали. Все работы сделаны по государственному контракту, за счет городских бюджетных средств. Но неравнодушные мамы и папы, да даже бабушки и дедушки контролировали работу подрядчика. Поверьте, это очень важно и эффективно!
А практикует ли УС сбор денег в принципе, чего всегда так боятся родители?
Конечно, нет. Сбор денег на канцелярию, экскурсии и т. д. – внутриклассные дела. К Управляющему совету это не имеет отношения. Скажу вам больше: будучи еще и заместителем председателя комиссии по УС Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы, знаю, что сбор денег строго пресекается его руководством.
Значит, все-таки были прецеденты?
Были. Бывают. Редкие, но были. Например, сбор денежных средств на концерты и мероприятия вне школы. Или вспомним, например, тему школьной формы. Свыше было дано уже миллион указаний, что каждый родитель cамостоятельно выбирает фасон, цвет. Никто, в том числе Управляющий совет, не имеет права указывать торговую марку, название магазина. Однако в некоторых школах форма все же навязывалась, соответственно, был коллективный сбор денег. В подобных случаях обычно учреждению грозит финансовая проверка Службой финансового контроля ДОгМ: родители могут написать жалобу сначала в окружное Управление образования (конечно, в том случае если не удается решить проблему на уровне директора организации), а затем и в городской департамент образования. Также за помощью и консультацией можно обратиться в окружной совет родительской общественности.
Продолжая тему финансов: участие и председательство в УС – миссия добровольная и никак не оплачиваемая. Но наверняка есть родители, которые все же уверены в том, что члены УС получают зарплату...
Есть, конечно! Но это отдельная категория родителей. Им никакими документами ничего не докажешь – они на своей волне неверия. На это просто не стоит обращать внимание. Надо сказать, что родители не понимают еще и того, что каждый из них и есть участник образовательного процесса, каждый может прийти на собрания УС. При входе в школу перед собранием висит оповещающее и приглашающее объявление. Это делается для того, чтобы мамы и папы увидели своими глазами, как на самом деле обстоят школьные дела, вникли в них хоть немного, высказались, что-то предложили. Ведь всем есть что сказать! Но мало у кого есть желание это сделать.
Может, из-за равнодушия?..
По-всякому. Кто-то, опять же не понимая смысла работы УС, думает, что это его не касается; кто-то из-за равнодушия. Чтобы родители почувствовали себя полноценными участниками образовательного процесса, требуется время. Новые идеи и подходы принимаются и приживаются не сразу.
В компетенции ли Управляющего совета влиять на такие важные вопросы, как, скажем, составление и корректировка расписания?
Но родители же могут искать идеальный вариант бесконечно – всем не угодишь!
Будучи буферной зоной между родителями и администрацией образовательного учреждения, вы, наверняка, выслушиваете нарекания с обеих сторон. Как реагируете?
Так и есть! УС очень удобен и полезен для школьной администрации. Мы – некий буфер для сбора жалоб. Не надо бежать к Путину, Медведеву, Калине… Например, ребенку не нравятся котлеты – они плохие! Хорошо, допустим. Но пойдите сначала в столовую, попробуйте. Кордонов и шлагбаумов нет – проходите! А потом говорите, что все плохо. У каждого мальчика и девочки свои предпочтения. Капустные котлеты или брокколи любит не каждый, но что толку обсуждать это где-то в коридоре или ругаться? Читайте меню, предлагайте что-то лучшее, более вкусное и полезное. Приходите в УС со своими пожеланиями.
Даже так? Иначе говоря, родители реально могут повлиять на то, что будут есть их дети в школе?
Да! Управляющий совет рассматривает все! Проанализировав жалобу, предложение, мы, если видим в них рациональное зерно, обращаемся в соответствующие организации. В данном случае в комбинат питания. К обращениям УС, как правило, относятся внимательно, дают действенный ответ. В последнее время, надо сказать, родители реально почувствовали свою власть и свободу, зачастую перегибают палку, пытаясь прыгать через голову. По любым вопросам, прежде чем жаловаться «в инстанцию», нужно прийти сначала к нам, в Управляющий совет. Допустим, существует какой-то конфликт в классе. Сначала его, конечно, надо попытаться решить внутри класса, но, если по каким-то причинам не получается, следующий этап – УС.
Действительно ли УС контролирует распределение надбавок к зарплатам учителей?
Среди педагогов наверняка есть обиженные?
То есть можно сказать, что родительское соуправление школой – это не миф. А в чем вы бессильны?
Есть родители, которые не хотят ни в чем разобраться. Они априори недовольны всем, особенно новым и непонятным, и именно такие мамы и папы закрыты для конструктивного общения. До сих пор, например, чувствуется родительское непонимание в отношении объединения школ: почему это делается и зачем; по поводу новых образовательных стандартов, внеурочной деятельности тоже много вопросов и претензий. Плохо, что при этом недовольные негодуют где-то в кулуарах, вместо того чтобы прийти к нам. Хорошо, что таких родителей становится все меньше и меньше: прогресс налицо.
С появлением УС активизировалось ли как-то участие родителей во внеурочных мероприятиях?
Чем дальше – тем больше у родителей идей и желаний. Им же самим хочется быть ближе к детям, видеть своих сыновей и дочерей в неформальной обстановке. Мы проводим школьные масленичные недели, спортивные забеги. Если говорить о детском садике, то там активность родителей вообще поразительна!
В общем, работы в УС много! Не возникает ли у Вас желания бросить все и вернуться к нормальной жизни, можно сказать, в семью?..
Да, семья меня видит редко. (Смеется.) У меня ведь помимо этого председательства есть основная работа, которая, собственно, и кормит. А все, что происходит в УС, – это общественная нагрузка. Хорошо, если спасибо скажут, а не обругают. Но пока ребенок учится, хочется быть в курсе всей школьной жизни, хочется сделать что-то хорошее для детей, особенно когда начинаешь понимать, как это сделать, разбираться в тех тонкостях, о которых до работы в УС и понятия не имел! Я знал, что есть школа, директор, учителя и дети… О каких-то там нормах, стандартах и т. д. понятия не имел. Словом, был таким же, как большинство мам и пап. Сейчас я понимаю, что многие вещи, которые мне не нравились, иначе сделать просто нереально. Во всяком случае, пока. Поэтому я пытаюсь все то, что понял сам, объяснять другим родителям. А для этого надо быть немного психологом….
Но по образованию Вы и не психолог, и не педагог…