Как рыба в воде. Ребенок в сегодняшней школе (Интервью, сентябрь 2014 г.)
К новому учебному году готовятся все: и родители, и дети, и учителя, и в первую очередь Департамент образования. Но даже в это непростое «жаркое» время «Первоклассным родителям» удалось побеседовать с заместителем главы Департамента образования Игорем Сергеевичем Павловым и ведущей нашей постоянной рубрики «Родительский совет № 1», председателем Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования г. Москвы Людмилой Александровной Мясниковой. Тема очевидна: что ждет всех нас в грядущем учебном году?
Начался наш разговор с актуального вопроса о комплексной безопасности школьников, который особенно волнует родителей первоклассников.
Игорь Сергеевич: Правительство Москвы и Департамент образования прикладывают большие усилия, чтобы физическая безопасность детей была на должном уровне. В Москве выстроена целая система. В департаменте есть межведомственный традиционный совет по безопасности и антитеррористическая комиссия по безопасности, которые регулярно собираются и рассматривают все актуальные вопросы, связанные с безопасностью детей. Далее, на окружном уровне и на уровне образовательного учреждения есть специалисты, которые курируют данное направление. Физическая безопасность связана с тремя элементами:
- контур вокруг (забор, калитка). К новшествам можно отнести домофоны. Таким образом, первая зона безопасности выдвинута от школы за периметр ограждения.
- второй контур – видеонаблюдение на территории образовательного учреждения. Камеры круглосуточно записывают на жесткие диски то, что происходит вокруг.
- третий контур – входная дверь. Турникеты, многие из которых уже оснащены фотоидентификацией. Человек заходит – сразу видно, кто идет. В прошлом учебном году 1/3 образовательных учреждений были обеспечены системой «проход-питание», в этом году планируем обеспечить еще столько же.
Ну и собственно учебная аудитория – тоже зона безопасности для детей и сотрудников школы. Все кабинеты и коридоры оснащены камерами наблюдения, противопожарными дверьми и прочими атрибутами безопасности.
Может ли образовательное учреждение отказаться от какой-либо охранной системы, предложив свой альтернативный вариант?
На сегодняшний день – может, согласно действию 723 Закона. Но образовательное учреждение – это сложный организм. Он состоит из родительской общественности, управляющего совета, профсоюзных организаций, администрации школы, педагогического коллектива. Главная задача на сегодня – сформировать стратегический аппарат по выработке решений. Каждое решение должно быть подкреплено ответственностью. А в законе обозначено, что образовательное учреждение несет полную ответственность за жизнь и здоровье детей в момент нахождения их там.
Игорь Сергеевич, а что Вы можете сказать о психолого-педагогической безопасности?
Атмосфера в школе – тема не менее важная, чем физическая безопасность. Ведь нормальное эмоциональное состояние ребят благоприятно сказывается и на учебе, и на отношениях в коллективе, и на достижениях. Поэтому важной задачей для нас является формирование экологической образовательной среды. Ребенок должен чувствовать себя в школе как рыба воде. Тут много элементов: оформление образовательной и развивающей среды, музейная педагогика, где, кстати, родители должны играть большую роль. Уклад образовательного учреждения – это тандем родственников малыша, учеников, педагогов и администрации. А поэтому все мы должны освоить культуру современного взаимодействия. Еще Тургенев показал, что проблема «отцов и детей» всегда существовала и существовать будет. Мы же обычно берем тип взаимодействия из своего опыта. А современный мир диктует необходимость нового типа – во благо и на развитие современного ребенка. Отсюда возникла идея консультационного совета родительской общественности. Он направлен на формирование новой культуры участия родителей в образовательном процессе.
Когда мама или папа – не пассивный наблюдатель, а участник образовательного процесса, без «местечковых» интересов. Родитель также несет ответственность за качество образовательного процесса, причем не только своего ребенка, но и других детей, что очень важно! В противном случае взрослый не современен и не эффективен.
Поэтому атмосфера школы еще и в руках родителей. Пожалуйста, помните об этом, мамы и папы.
А атмосфера класса? Практически всегда есть «трудные» дети, которых обвиняют в создании конфликтных ситуаций, драках, воровстве, зачастую несправедливо. Скажем, приемные дети, оказавшиеся в одном классе с ребятами из обычных семей, часто оказываются изгоями, «мудрые» взрослые просят их изолировать… Это справедливо?
Игорь Сергеевич: Для меня вообще не существует разных детей – девиантные, приемные, с ОВЗ… Как только ребенок переступает порог образовательного учреждения, он становится учащимся, который ничем не отличается от Васи и Пети. Моя задача как учителя, педагога и психолога – учитывать его индивидуальные особенности, но они никак не связаны ни с социальным статусом ребенка, ни с «отношенческими» моментами. Нельзя наклеивать социальные ярлыки! Этими клише мы блокируем детям пути успешного развития.
Людмила Александровна: До родителей надо донести, чтобы они не говорили о статусе вообще. У многих детей-сирот еще вчера были родители! Сегодня их нет! Да, я говорю жестко, но ведь это так. Поэтому мамы и папы должны думать не о том, как убрать трудного ребенка из класса, а как сделать так, чтобы ему было в классе хорошо.
А может, тому мальчику или девочке нужно немного тепла? Пригласите в гости! Сделайте так, чтобы он или она почувствовали любовь, хорошее отношение. К сожалению, этот вопрос касается не только приемных детей или ребят из «сиротских» учреждений, которые учатся в обычных школах. Я часто слышу: надо убрать этого ребенка из класса! Куда? Зачем? Почему? Образование должны получать все дети! Если вас это не устраивает, пересмотрите свое отношение к данной ситуации!
Игорь Сергеевич: Условно говоря, не существует плохого или хорошего, есть психофизиологические особенности ребенка. И если ты занимаешь психолого-педагогическую или родительскую позицию, ты должен смотреть, какой шаг развития соответствует именно этому маленькому человеку. А у нас сразу просят изолировать. Политика департамента строится на том, что для нас все дети одинаковые, но работать с каждым надо посредством разных подходов.
Сейчас, например, вводится курс норм сдачи ГТО. Мы мерим не результаты, а базовый уровень и движение каждого ученика, то есть смотрим его шаги развития. Так, например, для ребенка-колясочника совершить какое-то новое действие намного серьезнее, чем для здорового ребенка подтянуться на 10 раз больше. Задача родителей и педагогов в том, чтобы отвечать за шаги развития. Когда на тебе ставят крест, это самое страшное.
И, конечно, большая ответственность за отношения в коллективе лежит на классном руководителе, тем более в начальной школе. Он создает атмосферу. Если класс объединить и занять каким-то общим делом, количество инцидентов сократится на порядок. Но педагог тоже человек, который может ошибаться. И если родительская общественность сформирована грамотно, она может где-то поддержать, где-то подсказать, где-то поспорить – иной раз в споре рождается истина.
Патриотическое воспитание всегда было одним из ведущих направлений работы начальной школы, а сегодня – особенно. Какие задачи стоят перед Департаментом образования в новом учебном году? Появятся ли новшества в этом направлении?
Игорь Сергеевич: Я бы начал с напоминания читателям, что такое воспитание вообще. Это передача от одного человека другому культурных и социальных норм поведения. Нормы связаны с ценностями. А когда мы говорим о гражданском, нравственном, патриотическом воспитании, мы должны понимать, что это не просто высокие слова, а формирование определенных установок и развитие практики. Самый лучший патриотизм – это молчаливые дела на благо семьи, города, Отечества. Наша задача – создать систему практик, при применении которых у ребят формировались бы традиционные для России ценности, например, интернациональная дружба. Когда забываешь про национальность друга? Когда есть совместная деятельность, когда интересует результат дела, а не разборки между собой. Если результат дела исчезает, возникает вопрос: а какой ты национальности? Поэтому на сегодняшний день первый важный момент – создать систему практик. Второй: учитывать влияние информационный среды – полная эклектика и доступность. Но это тренд, и надо понять, где он полезен, а где вреден. Поэтому необходимо разрабатывать воспитывающие технологии, которые были бы конкурентоспособными по отношению к влиянию информационной среды на сознание ребят.
Это основные задачи Департамента образования в данном направлении. Слава богу, есть чем гордиться. В частности, мы открываем 70 кадетских классов в 70 центрах, то есть одним из профилей будет кадетское образование с углубленным изучением истории, строевой и физической подготовкой. Мы находимся в разработке и внедрении новых форм и систем практики, чтобы дети были патриотами не на словах, а на деле. Программы могут быть совершенно вариативные, применяемые на уроке, во время внеурочной деятельности и так далее.
В чем основной плюс перехода на пятидневную учебную неделю и что делать тем родителям, которые работают в субботу?
Людмила Александровна: Плюс в том, что теперь по субботам дети имеют возможность учиться, используя культурное пространство города, а не отсиживаться в неполном составе класса на уроках. Департамент предлагает такие замечательные мероприятия, как: «Университетские субботы», «Профессиональная среда», «Урок в Москве», олимпиада «Музеи, парки, усадьбы Москвы» и Московская метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений». Школьники осваивают город как образовательное пространство. По-моему, это прекрасно! И я однозначно за пятидневную неделю. Оглядываясь на прошедший учебный год, можно смело заключить, что жизнь у детей и родителей стала интереснее. Это не просто отдых, это интеллектуальный и качественный отдых. Родители ведут детей в тот институт, который они заканчивали сами, и делятся воспоминаниями – как было в их время. Потом ребята ответно предлагают взрослым посетить интересные места, и оказывается, что это тоже очень увлекательно. В итоге суббота занята от начала до конца, а главное, родители и дети проводят время вместе! Кстати, олимпиада «Музеи, парки и усадьбы» просто заразила всех, и теперь уже никто не хочет искать информацию в Интернете. Дети считают лучшим подарком книгу о Москве, потому что ходят и собирают баллы!
Что касается школы, она остается открытой в субботу. Сейчас в составе комплексов существует система дополнительного образования – кружки, студии на бесплатной и платной основе. Если родители работают, ребенок может провести субботний день в школе. Так же может помочь Управляющий совет. Иногда вопрос решается путем организации выезда на экскурсию, иногда – мероприятиями на местах.
Так что «пятидневка» в любом случае – благо!
Будут ли в новом учебном году унифицированы сроки проведения каникул? Родители никак не могут прийти к единому мнению – какой график лучше и удобнее для их чада?
Людмила Александровна: По итогам очередного опроса на городском портале «Активный гражданин» 70,3% москвичей высказались за единый для всей Москвы график школьных каникул. И я присоединяюсь к их числу. К 1 сентября будут готовы три варианта графика школьных каникул. Оптимальный вариант выберут сами же москвичи путем открытого голосования.
Новоиспеченные первоклашки вот-вот сядут за парты, а родители детей выпускных групп только начинают волноваться по поводу предстоящего поступления в школу. Напрасно?
Людмила Александровна: Зачем волноваться? В этом году большинство учеников пришли в первый класс в свой микрорайон. 23 тысячи первоклассников просто перешли из дошкольного отделения в начальное того же комплекса, что хорошо характеризует дошкольное отделение и саму школу.
Я полностью согласна с мнением Департамента образования, который категорически против диагностик при поступлении в первый класс, потому что человек ничего никому не должен, поступая в школу. Вот в 9-м классе, отучившись 8 лет, он уже должен продемонстрировать результат, чтобы и учителя, и семья, и он сам поняли, в каком направлении ему двигаться дальше.