Вера Алексеевна Илюхина: «Мелочей в моей работе не бывает»
Материал, январь 2015 г.
Родилась Вера Алексеевна в День знаний – 1 сентября. И это не удивительно. Именно о таких людях говорят, что они «учителя от Бога». Представитель династии педагогов, насчитывающей уже более 150 лет, Вера Алексеевна прошла путь от учителя начальных классов до «хозяйки» образовательного центра, поэтому знает о профессии педагога и вообще о школе все!
О школе и учителях
Первая школа жизни ребенка – это семья. Его первые учителя – родители. Постарайтесь сделать так, чтобы ваша школа стала школой радости и успеха для вашего будущего первоклассника. Проявляйте должное терпение и желание для ежедневных кропотливых и плодотворных занятий. Помните, как важно для ребенка получать удовлетворение от совместного труда. Развивайте в вашем ребенке фантазию и воображение. Для развития творческого воображения играйте с ними в сюжетно-ролевые игры, возлагая на себя ту или иную роль. От вас зависит, насколько успешно он будет подготовлен к настоящей школьной жизни, к успешному преодолению трудностей на его пути, к ответственному отношению к учебе.
Школа – это дом, в который хочется идти, а уходя – возвращаться снова!
Создавая школу (а мне пришлось возглавить школу-новостройку на этапе закладки фундамента), мечтала о том, чтобы в ее стенах ребенок мог получить все, что нужно для его образования, поэтому ограничиваться одним учебным процессом мы не стали. С момента ее открытия во второй половине дня заработала система дополнительного образования. Каждый год, изучая запросы родителей, появляются все новые и новые кружки, студии, секции, ансамбли. С введением ФГОСов ежегодно расширяется и сеть внеурочной предметной деятельности по интересам наших учеников. Это очень удобно для наших родителей, организованнее строится вторая половина дня, меньше для них проблем с передвижением ребенка. Да и учитель имеет возможность не только проследить деятельность ученика, но и увидеть ее результаты здесь же, в школе: на сцене, в спортзале, в проекте и т.д.
Педагогическая методика – совокупность методов обучения чему-нибудь, метод – способ практического осуществления чего-нибудь…Чего?! Когда я только начинала работать в школе, искала ответ в умных журналах и книгах. Я хотела понять, как это делают другие. Изучала методики, но нередко обнаруживала, что все это очередные способы вколачивания знаний в головы учеников. А рядом были опытные педагоги-практики: «Если хочешь стать учителем, нужно не копировать, а искать, создавать свое». Педагогика насквозь субъективна. Практически невозможно отделить применяемые педагогические методики от личности самого педагога. Методика должна естественно вытекать из неповторимого сочетания индивидуальных способностей учителя, его достоинств и недостатков. Если можно вести уроки "по Шаталову", значит можно писать картины "по Левитану"? Но кто из вас пойдет на выставку копий? А почему урок не плагиат? Невозможно создать систему, приемлемую для всех. Истина конкретна!
В любой точной науке действует принцип: при одинаковых условиях – одинаковый результат. В педагогике применение этого принципа невозможно из-за невозможности обеспечить одинаковые условия. Каждый ученик, как и учитель, индивидуален, к тому же постоянно меняется, поэтому шаблонные методы могут дать самый неожиданный результат. Я до сих пор иногда не могу объяснить самой себе, почему один урок получился, а другой нет. Педагогика – это лишь частью наука, и ничуть не меньше в ней от искусства. В каждом учителе три составляющих: психолог, артист и предметник. Психолог чувствует своих учеников, их настроение, состояние, эмоциональный настрой, артист должен прожить, выстрадать ту проблему, которую он хочет вместе с учениками освоить на уроке, предметник должен дать необходимый объём знаний. Какая из этих составляющих главнее – каждый решает сам, вырабатывая свой имидж, но в настоящем учителе, как "в воспитании, нет главного и второстепенного, как нет главного среди многих лепестков, создающих красоту цветка" (В.А. Сухомлинский).
Мы стараемся не давать знания детям, а вместе с ними искать способы добывания знаний. И разные знания нельзя добывать одним способом! Значит, не может быть одного метода, одной универсальной методики! В идеале, наверное, метод должен меняться на каждом уроке, каждому конкретному ученику подходит свой, - значит надо комбинировать, интегрировать, экспериментировать. Если я скажу, что освоила все методы, которые способна использовать – уходить мне надо из школы – как же я могу учить добывать знания других, если сама перестала их добывать и учиться! Истинный учитель это тот, кто ставит перед собой задачу, решает ее и определяет новые цели. Обучая других, обязательно и самому нужно постоянно учиться. И еще…
Учитель, прежде всего, должен быть требователен к себе. Он должен любить то, чем занимается сам и увлекать этим школьников, хорошо понимая при этом, что он никогда не научит знанию своего предмета всех одинаково. Разные дети, разные способности и, порой, кому-то не преодолеть ту планку трудности, определенную учителем для большинства одноклассников. Вот тут-то и должен сработать индивидуальный подход в обучении, позволивший каждому на уровне своих способностей использовать свои возможности для получения знаний и их оценки.
Мы мечтаем, чтобы идеи новой педагогики распространились как можно шире, но мы против принудительного и повсеместного внедрения их — против того, чтобы одних учителей ставили в пример другим, чтобы кого-то хвалили за применение нового, а другого кого-то осуждали за то, что он учит по-своему. Мы хотим, чтобы среди учителей было как можно больше творческих, созидающих, ищущих, сомневающихся, остро чувствующих необходимость перемен, направленных на самоусовершенствование.
Трудно встретить педагогический коллектив, который бы не мечтал о высокой оценке своего труда со стороны руководителей, педагогической общественности, родителей и детей. Вряд ли среди этих коллективов есть такие, которые не понимают, что за подобной высокой признательностью стоит огромный многолетний труд всех без исключения работников школы. Всех вместе и каждого в отдельности. Можно уповать на время, в которое мы живем, кризисную ситуацию в стране, низкий уровень подготовки педагогов в высшей школе и многое другое. Но все это окажется на менее уважаемой чаше весов, если на другую из них положить Любовь к человеку (и к ребенку в частности), уважение к самому себе, как к педагогу и личности, Веру в будущее для своих единомышленников, друзей и близких, Надежду и уверенность, что ваш труд будет вознагражден благодарностью и успехами детей.
О пятидневке и дополнительном образовании
Дети нашей начальной школы никогда не занимались шесть дней в неделю. Я глубоко убеждена, что они должны иметь 2 выходных дня от учебных занятий. Но, следует сказать, «пятидневка» - это не повод для наших учеников не приходить в школу в субботу. В этот день мы организуем походы в театры и музеи Москвы, экскурсионные поездки детей и родителей, в том числе и в другие города, проводим заседание клуба «Московская завалинка» в нашем школьном музее, куда приглашаются дети не только с родителями и учителем, но и с бабушками и дедушками. В субботу продолжают работу кружки и секции, проходят праздники в классах, на платные занятия приходят дошколята… В субботу наши образцовые детские коллективы нередко выезжают с концертами, участвуют в конкурсах и фестивалях.
Система дополнительного образования у нас построена как на бюджетной, так и на внебюджетной основе. Внебюджетная деятельность позволяет нам удержать в штате профессионалов высокого уровня. У нас есть замечательный ансамбль флейтистов «Вдохновение» (руководитель – музыкант с консерваторским образованием, Почетный работник образования, автор пособий). Фольклорным ансамблем «Любавушка» руководит заслуженная артистка России, солистка хора им. Пятницкого. В балетной студии «Арабеск» преподает профессиональная балерина Кремлевского балета. Для некоторых наших детей участие в этих студиях уже стало погружением в профессию, две наши ученицы, занимавшиеся в студии на протяжении 10 лет, уже зачислены в хор им. Пятницкого. Есть дети, продолжившие обучение после нашей изостудии в архитектурном институте, после занятий а «Арабеске» - в профессиональной балетной студии.
Немало детей в начальной школе, которые выбирают в системе дополнительного образования 2, а то и 3 направления, и в процессе занятий что-то меняют. И это - прекрасно! Пробуя, они ищут себя, при этом все, с чем они соприкасаются – обязательно их обогащает. Они заняты делом, не слоняются бесцельно на улице. В начальной школе ребята особенно активны, поэтому они, как губки, впитывают все полезное, что мы можем им предложить. И главное, что все эти блага находятся в одном месте, и передвигаться по району и городу нет необходимости.
О том, когда отдавать ребенка в 1-й класс
Прежде всего, родители должны понимать, что готовность ребенка к школе не сводится к умению читать и считать.
Готовность ребенка к школе – это значит сформированность в нем психологической готовности к обучению – интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, память, внимание, логическое мышление, способность к волевым усилиям.
Главное для ребенка – быть сообразительным, раскрепощенным, активным. Успешно учиться в школе он сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать. Любознательность, развитое мышление, речь – эти качества надо развивать в первую очередь.
Ребенок должен быть социально зрелым: обладать потребностью в общении со сверстниками и взрослыми, уметь подчиняться определенному режиму, понимать школьные ситуации. Он должен не испытывать тревоги при встрече с педагогом. Должен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, иметь потребность учиться, развитое трудолюбие.
Необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, создавать для него ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, не умеют сдерживать себя. Надо учить их подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции.
Чрезвычайно важна способность к волевым усилиям: вместо «хочу это» ребенок должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течение установленного учителем времени. Родители должны учить его доводить начатое до конца.
Следует подумать и о физическом здоровье ребенка. Длительный и частый пропуск занятий в школе всегда мешает продвижению в учебе, а осознание первоклассником того, что у него «не получается» нередко приводит к потере интереса к учению.
Я не сторонница раннего похода в школу и категорически против натаскивания. Да, ребенок может знать таблицу умножения и читать «Вещего Олега», но совершенно не уметь слушать, не перебивая. Если есть возможность продлить дошкольное детство, в большинстве случаев лучше так и сделать. Сегодня для родителей так много доступной специализированной литературы, развивающих игр – надо только не лениться и использовать все это в своем общении с ребенком. При многих школах, клубах, библиотеках есть развивающие курсы для дошколят. При возможности можно и этим воспользоваться!
Мы с открытия школы проводим развивающие занятия с дошколятами. И это не натаскивание! Сюда входят танцы, знакомство с английским языком (по запросу родителей) развитие логики, речи, ознакомление с миром природы. Проходят занятия с логопедом (мы учим говорить не только чисто, но и красиво), с психологом, дети обучаются игре в шахматы, умению работать с бумагой, рисовать, петь, общаться, расти культурными людьми и многому другому. Совокупность перечисленных параметров подготовки, конечно, дает полноценный результат.
Про сильных и слабых.
В 1-й класс дети приходят разные. Кто-то бегло читает, кто-то едва знает буквы. Кто-то из родителей соизмерил поход в школу только с возрастом ребенка, не понимая его социальной незрелости, а кто-то учел все аспекты и физического развития, и биологический возраст. Учебно-методические комплекты (УМК) для начальной школы позволяют сегодня учителю организовать работу на уроке так, чтобы у каждого ребенка была возможность на данном этапе развития продвигаться вперед не в сравнении с Петей и Таней, а в сравнении с самим собой! Да и в образовательных комплексах сегодня есть возможность при большом количестве первых классов сформировать их так, чтобы классы по уровню готовности были более равными. Мой 25-летний опыт работы учителем начальных классов и 17-летний заместителем директора по начальной школе позволяет мне сделать вывод, что, если есть возможность - не следует сажать в один класс детей с очень высоким уровнем развития способностей и на данном этапе пока еще с очень низким уровнем развития. Это неправда, что детям с низкой мотивацией комфортно в одном коллективе с высокомотивированными ребятами. Это, в первую очередь, хуже для самих детей.
В начальной школе ребенку, как никогда, нужен успех! И он должен состояться! Но успех у каждого свой. Это чрезвычайно важно! Приведу такой пример: во всей параллели мы читаем одну и ту же сказку. Но в одном классе я поставлю вопрос таким образом:
– Какой у лисы был хвост?
И девочка Аленка мне ответит:
– Рыжий!
Я от всего сердца похвалю ее. И она будет довольна. (Но в тексте пять раз об этом говорилось!)
А в другом классе после прочтения этой же сказки я задам вопрос иначе:
– Почему лису называли плутовкой?
(А вот об этом в тексте ни разу не говорится напрямую, и ответ нужно извлечь из контекста.) Вы понимаете, о чем я?
Кто-то мне возразит: «Как же так? Ребенку нужно за кем-то тянуться!» А я считаю, что маленькому человеку намного важнее чувствовать свой успех. Планка преодоления трудностей должна быть посильной для малыша. Именно тогда и появляется вера в себя, в то, что «я могу», а это очень важно для первоклассника. А вот у способных и одаренных детей, напротив, планка должна быть высокой, чтобы не развивалась «ленность ума». И я не хочу потерять талантливых детей, которым ни к чему многоразовые повторения и довольно простые вопросы! Да и урок с такими детьми можно построить иначе! А на кого равняться, за кем тянуться в любом классе найдется! Важно для каждого ребенка найти комфортную ему среду для развития.
Наши ученики начальной школы занимаются по УМК «Планета знаний». Учебники этого комплекта позволяют учителю на уроке пользоваться различным уровнем сложности материала по одной и той же теме. Поэтому есть классы, в которых дети сразу работают по высокой планке сложности, есть классы, где планка сложности несколько ниже, но со временем некоторые дети этого класса набирают темп и учитель, используя индивидуальный подход, может предложить такому ученику работать с более сложным заданием на этой же странице учебника. По окончании начальной школы всем предоставляется возможность, оценив свой уровень усвоения учебного материала, продолжить обучение на более высоком уровне в своей же школе. К счастью, в большой школе (а у нас более 1300 учеников) можно сделать все возможное, чтобы каждый ребенок продвигался как можно дальше относительно себя самого! И это очень важно.
О развитии мелкой моторики
Как автор прописей, я не могу не коснуться темы подготовки руки к письму, развития мелкой моторики. Кисть ребенка надо развивать до школы. Именно ей принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций – речи. Хорошо развивают кисти рук занятия рисованием, конструированием, лепкой, работа с ножницами, лего, изготовление различных поделок, вышивание, вязание, пришивание пуговиц… Говоря о рисовании, следует остановиться на одном из видов письма – штриховке. Используя штриховку, дети упражняются в проведении различных линий. Штриховку всегда следует выполнять простым или цветным, хорошо заточенным карандашом. Штриховку хорошо выполнять в отдельном альбоме, можно пользоваться трафаретом (линейка-трафарет).
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
В сформированном почерке человека отражается его личность. Все действия, включая письмо, начинаются в мозгу. Когда человек берет в руку ручку или карандаш для того, чтобы написать что-то, мозг посылает сигналы в мышцы руки и пальцев и направляет изображение отметок на бумаге. Линии, изгибы, петли, точки, появляющиеся в результате, служат отражением собственного «Я». Хотя инструмент письма держит рука, именно мозг побуждает нас писать.
Родители должны хорошо понимать, что в дошкольный период особенно важно поощрять любой успех ребенка. Не следует сердиться, если он не ответил на ваш вопрос, неверно выполнил задание на бумаге. Задайте вопрос полегче, тогда ребенок снова включится в работу. Помните, принудительные занятия бесполезны, а отрицательные оценки деятельности малыша и вовсе вредны. У каждого ребенка есть свой час и срок достижения. Поэтому важно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое и научиться новому.
Про навык чтения
Я ничего не имею против книг на электронном носителе. Они удобны. Можно любой их объем взять в дорогу. Сейчас создаются и электронные учебники. И это не только здорово, но еще и удобно!
Современная школа не должна оставаться такой, какой была даже 10 лет назад. Мы видим, как динамично меняется время. Как меняются наши дети, которые приходят в школу! Сегодня мы получаем других детей. Современные первоклассники обладают большей информацией (изменилась их социальная ситуация развития), теперь уроки не являются основным источником информации об окружающем мире. СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира. Дети обладают большей эрудицией, кругозором. Доступность Интернета приводит к обладанию объемной информацией, воспринимаемой детьми, к сожалению, не всегда оказывающей положительное воздействие на их возрастные и психологические особенности.
Но бумажная книга, взятая с полки книжного шкафа, с запахом, характерным шелестом страниц, иллюстрациями – это история. Возможно, ее читала ваша бабушка или мама. Это как письмо, написанное от руки. Через него можно «увидеть» человека, вспомнить о нем! Кто из вас, взрослых, не хранит память своей семейной истории? Письма мамы, открытки к празднику, книги, сохраненные для вас? Это память на века. И ее надо передавать своим детям.
Навык чтения формируется в начальной школе. Особенно важно уделить этому большое внимание в первом классе. Все мои многолетние наблюдения и исследования показывают, что именно в первый год идет самый значительный прирост темпа чтения. А достичь высокого уровня чтения по окончании начальной школы необходимо. В противном случае, на освоение устного домашнего задания в основной и средней школе будет уходить очень много времени, да еще и при медленном темпе чтения хуже идет усвоение учебного материала.
Нужно ли учить ребенка читать до школы? Может быть, вы и удивитесь, но я бы сказала, что для ребенка лучше, если он овладеет первоначальным чтением до школы. Не сомневайтесь, любой учитель научит вашего первоклассника читать, но данный навык для его совершенствования требует довольно длительного временного пространства. Поэтому дети, которые пришли в школу со слоговым чтением, в большинстве своем продвинутся значительно дальше в формировании этого навыка.
Сегодня можно приобрести во многих детских магазинах массу книг, развивающих игр, электронных программ для овладения буквами, элементарным чтением. Есть специальные электронные программы, которые на довольно раннем этапе развития ребенка позволяют ему в игровой доступной форме познакомиться с буквами, овладеть элементарными приемами чтения.
При этом хотелось бы дать несколько важных советов родителям:
- дети должны видеть, что их родители читают книги; семейное чтение – это шаг к успешному овладению ребенком не только навыком чтения, но это и привитие любви к книге, которая, несомненно, развивает любого человека, делает его речь более правильной и образной;
- в доме должны быть детские книги, которые вы не только рассматриваете вместе с ребенком, но и читаете ему вслух, при этом, читать вслух надо и первокласснику, уже умеющему читать;
- приобретайте новые книги вместе с ребенком, предоставьте ему возможность выбрать для покупки понравившуюся книгу, которую он должен будет прочитать;
- не удивляйтесь тому, что первоклассник не может пересказать прочитанное, помните, пока не сформирован навык чтения, все свое внимание ребенок сосредотачивает на прочтении слов, а не на их лексическом значении;
- при первоначальном чтении следите за тем, чтобы он читал орфографически (произносил слова так, как написано), тогда и при списывании текста он будет делать меньше ошибок и, следовательно, его письмо будет более грамотным;
Нередко родители первоклассников сетуют о том, что их дети не хотят брать в руки книгу и читать. Как быть в этой ситуации? Заставлять ли ребенка читать? Я считаю, что к школе ребенок должен знать слово «надо»! Поэтому маленькими дозами в течение дня ребенка надо обращать к чтению. Пусть почитает 5 минут перед выходом в школу, еще 5 минут – перед обедом, затем спустя некоторое время еще пару раз, и обязательно перед сном, с этими впечатлениями ребенок и засыпает, уже во сне как бы перечитывая еще раз последние строки. Вспомните, как было с вами в школьные годы: легли спать, так и недоучив заданное наизусть стихотворение, а наутро вдруг смогли его воспроизвести!... Это специфика работы нашей памяти.
Мы, взрослые, должны понимать, что современному школьнику не интересно читать сказки, которые он уже изучил в раннем возрасте, а книгу, соответствующую его сегодняшним интересам ему прочитать самостоятельно очень сложно, а поэтому и не интересно. Это еще одна причина для скорейшего формирования навыка чтения. Именно поэтому и надо не упускать время и приучать ребенка к тому, что есть вещи, которые следует исполнять не только когда «хочу», но и когда «надо»!
Читающий ребенок – это результат семейного труда. Поверьте, тяга к чтению – это навык. А навык рано или поздно становится потребностью. Главное – начать!
Про домашнее задание
Мы должны научить ребенка учиться. Это одна из важных задач, стоящих перед школой сегодня. Домашнее задание – это путь к самостоятельности, к умению самообразовываться, добывать и исследовать информацию. Оно должно быть таким и в таком объеме, чтобы ребенок смог выполнить его без помощи взрослого. Поэтому я высказываюсь за дифференцированный объем заданий – каждому по силам. Отсюда и дифференцированный подход к формированию классов. Домашним заданием ни в коем случае нельзя наказывать – мол, вы себя плохо вели, за это я задам вам в два раза больше...Это педагогическая ошибка.
Проектная деятельность. Сегодня это процесс, в который должны включаться все дети, начиная с первого класса. Вот тут-то и должны быть большими помощниками родители: вместе с ребенком, хорошо зная его интересы и увлечения, подобрать тему, помочь наметить процесс исследования, вместе подумать, каким материалом он будет пользоваться, помочь найти необходимую литературу, в том числе в интернете. И, конечно, тесно сотрудничать с учителем, который должен направлять деятельность и ребенка, и его родителей.
О воспитании
Одно из наиболее важных качеств в воспитании – это честность, включающая в себя понятия искренности, прямоты и добросовестности. Воспитывая это качество, вы создаете основу для уверенности, самоуважения и способности строить прочные, уважительные отношения в жизни. Показывайте личный пример в отношениях и поступках. Учите уважать личность другого человека, его чувства, права. Ребенку следует предоставлять возможность исправлять свои поступки, нельзя наказывать несправедливо. Не приучайте ребенка ко лжи. Объясняйте, почему некрасиво лгать, обманывать, не выполнять обещанного, воровать. Всегда поощряйте ребенка за честность. Признавайте свои ошибки и не сердитесь на правдивость вашего ребенка. Не требуйте от детей сообщения о всех его чувствах и секретах, помните, что воспитание честности требует времени.
Начиная заниматься с ребенком, обязательно обратите внимание на его выносливость (под выносливостью следует понимать способность выдерживать длительные нагрузки). Выносливость и работоспособность тесно взаимосвязаны друг с другом. От того, каким уровнем работоспособности будет обладать ребенок перед школой, зависит уровень его овладения школьной программой. Определяя время и объем занятий, следует помнить, что режимные моменты, к которым можно отнести сон, питание, прогулки на свежем воздухе, сменность деятельности, участие во всевозможных занятиях играют важную роль. Одним словом, соблюдение режима дня, который включает в себя четкую ежедневную череду повторяющихся действий в течение определенного времени – очень важная составляющая. Эта выработка биологического ритма предусмотрена, прежде всего, самим организмом для его правильной работы и развития. Для рациональности режимных моментов следует помнить о часах сна и бодрствования, о соотношениях умственной и физической нагрузки. Для того, чтобы ребенок смог планировать свое время, распределять последовательность выполняемых действий, нужно приучить его к режиму дня до школы. Это позволит ему овладеть многими бытовыми, трудовыми, культурными, гигиеническими навыками, которые со временем должны достигнуть автоматизма что, в свою очередь, будет способствовать высвобождению внимания ребенка для более сложной деятельности.
Дошкольные виды деятельности, в частности сюжетно-ролевая игра, не занимают в жизни ребенка подобающее место. А это, в конечном итоге, ведет к трудностям развития произвольного внимания, образного мышления, поведенческих проявлений, мотивационной сферы. Стремление к умственному развитию может утратить возможность полноценного духовно-нравственного воспитания и личностного развития. Головной мозг ребенка следует беречь от переутомления! Для этого необходимо чередовать различные по характеру и нагрузке виды деятельности. Сегодня наши дети из-за большого информационного потока могут испытывать напряжение, а нервно-эмоциональные нагрузки могут привести к психическому истощению. У каждого ребенка есть свой срок и свой час достижения. Именно поэтому необходимо поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое и научиться новому. Принудительное учение никогда не принесет пользы. Избегайте отрицательных оценок деятельности ребенка. Знайте, что очень полезно учить детей самостоятельно придумывать игры с родителями. Но нельзя допустить, чтобы игры, в которые играют дети, вызывали жестокость. Если вам не удается переключить игру, то надо потребовать от детей прекратить, разъяснив, почему она плохая и почему ее не следует продолжать.
Необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, создавать для него ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, не умеют сдерживать себя. Надо учить их подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции.
Наши ответы, и учителей, и родителей, должны быть всегда только правильными, ибо чаще всего задают их наши дети, которые должны верить своему Учителю, родителям, помогающим им сохранить бережное отношение к своему городу, любовь в сердце к людям, доброту в душе, мир на земле, жизнь на планете… Ибо лично от человека зависят красота, прочность и богатство Мира с общим солнцем, что всех согревает, с землей, которая всех кормит, с водой, что утоляет жажду, и воздухом, которым дышит все живое.
Знаете, в чем заключается мой рецепт счастья? Он прост: жить в согласии с собой, со своими внутренними ценностями, законами и желаниями; относиться к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе; исполнить как можно больше из того, о чем мечтаешь, стремиться к достижению тех вершин в профессии, которые приносили бы ощутимые плоды и пользу окружающим - так мечта превращается в цель, а цель - в весомые достигнутые результаты. К этим результатам и надо стремиться всем нам вместе!