Поющие сердцем
Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь,
— красавцы, которые любят жить. Мы любим жить…
— Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот — поют.
В этой цитате из рассказа Горького «Старуха Изергиль» раскрыт вечный источник человеческих талантов - любовь к жизни, а значит, способность к созиданию. Красивый голос, любовь к пению и действительно даётся красивым людям, а может, они становятся красивыми, потому что любят петь? И сколько бы мы ни размышляли об этом, очевидно одно: любовь остаётся основой, на которой каждый из нас выстраивает свой дух и свой материальный мир.
Многие читатели могут вспомнить, как в мае 2016г. возле Красной площади на Васильевском спуске, который за последние годы стал концертной площадкой для мировых звёзд, состоялось торжество-празднование Дня славянской культуры и письменности. Присутствовал Его Святейшество Патриарх Кирилл, члены правительства, а на сцене выступал двухтысячный хор, который исполнял Тропарь св. Кириллу и Мефодию. Пение хора отличалось необыкновенной мощью и красотой. Слушатели воспринимали исполнение с восторгом. Едва ли кто-то знал о том, что частица этого восторга должна быть отдана и любительскому хору Московского дома учителя, певшему в это время на сцене в составе сводного хора. Выступление в таком концерте и в таком составе - это не только величайшая честь для коллектива, но и доказательство его профессионального уровня. Скоро учительскому хору Москвы-50- возраст профессиональной зрелости и сохранённых творческих возможностей. Рассказ о хоре хочется начать не только с даты его создания-1968г., а с упоминания имени человека, создавшего хор учителей Москвы. Это был великий дирижёр второй половины 20 в. - Андрей Дмитриевич Кожевников, ученик Александра Васильевича Свешникова. С момента возникновения перед учительским хором была поставлена сложнейшая задача: от любительского пения - к высокому мастерству.
Участие хора в концерте на Красной площади есть доказательство, что от решения этой задачи хор никогда не уклонялся, хотя за десятилетия коллектив хора, разумеется, обновлялся. Но состав такого коллектива не может быть случайным. Сегодня в хоре более 40 человек, из которых 10 выступают и как солисты. В основе хора , конечно же, учителя. Люди чрезвычайно занятые и эмоционально перегруженные. Но три раза в неделю вечером начинаются репетиции, почти 40 раз в году-конце рты. Опоздавших, пропустивших, заболевших почти не бывает. В чём скрепляющая сила хорового пения в этом коллективе, и пения вообще в эпоху всеобщего «суверенитета» и разъединения.
В одной из своих статей Гоголь писал: «Покажите мне народ, у которого бы было больше песен... Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек...» Самоотверженность в работе, исполнение сложнейших произведений учительским хором лишь подтверждает факт, что люди, поющие в хоре, не утратили духовные и душевные потребности и готовы противостоять своим пением наступающему на песню лозунгу «Хлеба и зрелищ!» Занятия в хоре, концерты наполняют их высокими и исполненными богатым смыслом переживаниями. Поющий учитель, как и вообще поющий человек, - духовный целитель для наших учеников, внутренний мир которых деформируется под натиском развлекательной культуры. Но лучше о том, что даёт хор учителям, расскажут его участники:
Анна Мальцева:
- Петь в хоровом коллективе - значит проживать отдельную жизнь. Хор учителей -мир, в котором действуют свои правила и традиции: здесь ты уже не можешь думать только о себе, в противном случае корабль не сдвинется с места…
Лысенко Мария:
- Поём Рахманинова. Мне не верилось, что я без музыкального образования могу прикоснуться к потрясающему своей красотой и смыслом произведению.
Гализина Ирина Леонидовна:
- Мне нравится активная концертная деятельность коллектива. Занятия в хоре помогают переключиться, сменить обстановку, на время забыть неурядицы, которые бывают и в жизни и на работе.
Алексей Петров:
- Чем интересна работа в коллективе? Регулярно проводим концерты в социальных центрах. Очень часто участвуем в тематических мероприятиях города. Запомнился концерт на Большой Никитской в честь Дня Победы. Огромная площадка на улице и несколько сотен москвичей, певших вместе с нами песни о войне.
За долгие годы хор нашёл «свой голос», добился звучания, близкого стилю исполняемых произведений. Хор научился «разговаривать» со слушателями , ввёл в исполнение элементы «хорового театра» : хористы читают стихи, танцуют, вводят в концерт элементы вокально-сценического действа. Широк и разнообразен репертуар хора. Здесь поют и лучшие произведения русской духовной музыки-произведения П. Чеснокова, Д. Бортнянского, С. Трубачёва, но не оставляют без внимания русскую и европейскую музыкальную классику. Освоение такого серьёзного материала возможно хором только потому, что хормейстеры Камилла Ефасова и Ирина Нестерова , выпускники Академии им. Гнесиных, по своему профессиональному уровню способны донести на репетициях и концептуальные идеи произведений и особенности музыкального языка. Следует отметить, что среди любительских коллективов хор московских учителей первым ввёл в практику систематическое исполнение a capella произведений крупных жанров. Это и кантаты Г. Свиридова, Танеева, произведения С. Рахманинова и фрагменты опер. Песни же советских композиторов, лучшие песни нашей эстрады стали основным содержанием многих концертов хора на открытых концертных площадках, в залах наших школ, в Российской академии музыки им. Гнесиных. Но неверно было бы этой характеристикой исчерпать рассказ о хоре. Хор дважды участвовал в международных конкурсах в Италии и занял там первое место в категории «Лирическое пение», а второе - в категории «Полифоническая религиозная музыка. Хор отметили наградами на хоровом фестивале в Сочи. Награды и успехи хора пришлось бы долго перечислять. Главное для хора другое. Участники хора глубоко осознали смысл хорошо знакомых слов: «песня строить и жить помогает». А потому самые привычные концертные площадки - это пансионат Ветеранов педагогического труда, центр «Преодоление», госпитали инвалидов Великой Отечественной войны, все те места, где их слушателями становятся люди, нуждающиеся в утешении, поддержке, заботе. И тогда хор не просто поёт: он выполняет миссию. А благодарные слушатели награждают хор аплодисментами, а иногда и скрытыми слезинками… И если сегодня мы так часто слышим о социальных проектах, связанных с благотворительностью, милосердием, то выступления хора Московского городского Дома учителя - воплощение таких проектов. Сегодня хор получает возможность взять «второе дыхание» благодаря внимательному и деловому отношению к его проблемам со стороны директора Дома учителя Нины Минько. Хор не на периферии её забот, а может быть, в эпицентре. Да и руководитель Департамента образования Исаак Калина к проблемам хора «прислушивается». Много раз в приоритетных направлениях жизни города Правительство Москвы заботу об учительских талантах выделяло как чрезвычайно важное. Эта позиция правильная и дальновидная: если представить, что в школу к детям приходит учитель, душа которого очищена и подпитана красотой русской песни, то и на уроках утверждается доверие и уважение взрослых и детей друг к другу. Двери Дома учителя открыты для всех, а хормейстеры учительского хора готовы научить петь и вас, уважаемый читатель.