Образование в 21 веке – как это будет происходить
Весь западный мир все больше смотрит в сторону эмоционально-интеллектуальной образовательной среды или т.н. социально-эмоционального обучения (SEL).
«Такие программы уже есть в Италии и Швейцарии. В Европе даже создали специальный протокол оценки эффективности SEL образования и полученных навыков у детей. Также существует профессиональное сообщество Botín Foundation, которое проводит регулярные встречи с целью обмена последними разработками и исследованиями в этой области. Своими наработками за 4 последних года поделились Германия, Испания, США, Нидерланды, Великобритания, Швеция, Австралия, Канада, Финляндия, Португалия и Сингапур, Аргентина, Австрия, Израиль, Норвегия, Южная Африка. Как вы видите, интерес со стороны мирового сообщества просто огромный. Говоря об Америке, надо упомянуть о проекте CASEL, который помогает внедрять программы по развитию эмоционально-интеллектуальной образовательной среды в школы и дошкольные учреждения на территории страны.» - рассказывает нам профессор Давидэ Антоньяццы, развивающий эту тематику в Швейцарии.
Россия в этом плане пока стоит особняком. В регионах многие даже не слышали об этой системе развития детей. Частные образовательные учреждения в столице и крупных городах пока приглядываются, но некоторые новаторы уже тестируют и смотрят на первые эффекты. Как всегда, все новое сначала вызывает подозрение…
Особенность такой образовательной среды в том, что она основана на привитии эмоциональной грамотности, которая помогает детям качественно управлять своими эмоциями и использовать их в решении не только образовательных, но жизненных задач. Социально-эмоциональное обучение в естественной форме развивает эмоциональный интеллект детей.
Эмоциональный Интеллект - это наша способность понимать свои эмоции и эмоции окружающих, управлять и использовать их для решения задач. Понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence) ввели в научную терминологию профессора Нью-Гемпширского и Йельского университета Дж. Майер, П. Саловей и Д. Карузо.
Эмоционально - интеллектуально развитые дети отличаются от других. Они способны понимать чувства других людей, управлять своими эмоциональными реакциями, принимать взвешенные решения, в школе им легче общаться со сверстниками, они с интересом учатся, показывают более высокие академические результаты. Они в принципе более осознанные и самостоятельные и реже попадают в неприятные ситуации, связанные с дурными компаниями, алкоголем или наркотиками.
По данным исследований такие дети вообще не склонны обзаводиться дурными привычками, даже выпорхнув из под родительского крыла. У них адекватная самооценка и они не стремятся выглядеть «покруче» среди сверстников, а стресс научились снимать через творчество, спорт и настоящее теплое общение.
Эмоционально-интеллектуальная образовательная среда охватывает все пять самых важных навыков, которые необходимы детям в социальной жизни.
Идентификация и понимание своих эмоций (самосознание): способность точно распознавать свои эмоции и мысли, а также их влияние на свое поведение; дети лучше осознают свои сильные и слабые стороны; обладают позитивным взглядом на жизнь и обоснованной уверенность в себе!
Управление собой: способность эффективно регулировать свои эмоции, мысли и поведение в различных ситуациях. Это включает в себя управление стрессом, контроль импульсов, самомотивацию, а также постановку целей и приложение усилий к их достижению.
Социальная компетентность, социальные навыки: способность сочувствовать и понимать других; осознания и принятие других культур и социальных слоев; понимание социальных и этических норм поведения; способность оказывать поддержку; понимание ролей общества, семьи, школы в социальной системе.
Навыки установления и поддержания взаимоотношений: умение устанавливать и поддерживать здоровые и полезные отношения с отдельными лицами и различными группами. Это включает в себя понимание, умения слушать, взаимодействовать, сопротивляться неуместному социальному давлению; навык ведения переговоров; поведение в конфликтах - конструктивное общение и поиск взаимного выхода из него; навык просить и предлагать помощь в случае необходимости.
Ответственное принятие решений: способность принимать конструктивный и уважительный выбор в отношении личного поведения и социальных взаимодействий, основанный на рассмотрении этических норм, соображений безопасности, социальных норм, реалистичной оценки последствий различных действий, а также благополучия себя и других.
Немаловажным фактором в пользу такого обучения является тот, факт, что специальную подготовку проходят и учителя. А во время учебного процесса они точно также обучаются и развивают свой эмоциональный интеллекта, такие навыки как эмпатия (восприятие и понимание состояния другого человека), интерес к глубокому взаимодействию с детьми, умение их увлечь и донести до них необходимую информацию в форме игры и общения.
Сам процесс похода в такую школу/детский сад больше не вызывает у детей отторжения. Им нравится учиться, у них хорошие отношения с ровесниками, а учителя воспринимаются как наставники и старшие друзья. Такие дети в два раза чаще поступают в высшие учебные заведения самостоятельно через свои учебные и спортивные достижения, что достаточно важно для родителей в Европе и Америке, т.к. платное образование для многих не позволительная роскошь.
«Я думаю, интерес к эмоциональному интеллекту и специальным системам образования будет только расти. Все мы заинтересованы в том, чтобы глубже понять себя и других людей. Человек на протяжении тысячелетий ищет эффективные способы коммуникации. Эмоции дарят нам шанс наконец-то найти самый естественный и «умный» механизм, заложенный в нас природой!» - подводит итог профессор Давидэ Антоньяццы.
Автор: Татьяна Киселева - PhD, руководитель проекта развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка Международного центра КТК (EIKIDS)
Очень интересная и необходимая система образования, однако нужно оценивать влияние педагога на социально-эмоциональный статус учеников. Если учитель не может грамотно управиться с собой и у него будет предвзятое, отношение к учащемуся, что часто бывает, то о правильном развитии можно будет лишь мечтать.
|