Работаем в тандеме: как выстроить взаимодействие родителей и классного руководителя
Иногда учителя говорят о том, что прийти к общему знаменателю в разговоре с родителями непросто. Однако тандем классного руководителя и родителей учащихся по-прежнему является основой успешного развития ребёнка.
Вот несколько советов от финалиста профессионального конкурса «Самый классный классный-2019» классного руководителя «Курчатовская школа» Марии Силкиной, которые могут помочь выстроить крепкую и доверительную связь с родителями учеников.
1. Считывайте эмоции
Помните, что родители, в первую очередь, беспокоятся за своих детей. Необходимо «перехватывать» тревожность родителей и помогать найти правильный выход, грамотно отвечая на вопросы, обсуждая с ними волнующие их темы. Слушайте сами и будете услышаны. Важно не только то, что вы говорите, но и как говорите. И как слушаете тоже важно. Чтобы собеседник был настроен на конструктивное взаимодействие, будьте открыты, спокойны и готовы к совместному решению задач.
2. Не забывайте, мы все за одно
Каждый участник образовательного процесса делает всё возможное для того, чтобы ребёнок достиг максимальных успехов, развиваясь в комфортных условиях. Мы часто забываем, что цель у учителей и родителей одна, просто ситуации для её реализации разные. В разговоре с родителями предложите им совместно разработать «план действий», пусть родитель почувствует свою причастность, а может, и предложит продуктивные идеи.

3. Информация – сила!
В современном мире возможностей для информирования родителей очень много: это и всевозможные мессенджеры, и социальные сети, и электронная почта, и, конечно, электронный журнал.
Но не менее важно регулярно лично информировать родителей, что происходит с ребёнком в школе. «Как он там? Всё ли получается? Чем занят? Интересно ли ему?» - это те вопросы, ответы на которые родитель хотел бы получить именно от классного руководителя.
4. Обговаривайте границы
Озвучьте родителям сразу правила взаимодействия, которых вы все будете придерживаться. Например, после 6 вечера звонить вам целесообразно только в крайних случаях, о личных визитах стоит договориться заранее, если нет ничего срочного, достаточно написать смс и др. В общении нет мелочей: обсудите, как сделать ваше взаимодействие комфортным для всех.
5. Говорите с родителями простым языком
Непонимание рождает сложности. «Диагностика МЦКО», «ВПРы», «ЦПМПК», «ППЭ» - что это за звери? Порой мы, учителя, забываем, что люди, которые не работают в системе образования, не обязаны разбираться в нюансах. Говорите словами, понятными всем. Объясняйте смысл понятий. Сделайте специфическую информацию доступной для родителя.
6. Классный руководитель – проводник в век новых технологий
Будьте готовы помогать родителям разбираться с современными электронными сервисами. Электронный дневник, сайт mos.ru, портал «Мои достижения», библиотека МЭШ, единая система регистраций на олимпиады – лишь часть всех сервисов, которыми мы пользуемся. Далеко не все родители с компьютером на «ты», у некоторых могут возникать вопросы. Можно собрать родителей и провести для них мастер-класс по работе с этими сайтами. Потратьте немного своего времени, и вы быстро увидите отдачу и благодарность за проделанную работу. К тому же, проще провести один раз мастер-класс, чем на протяжении месяца ежедневно отвечать на вопросы.
7. Получайте обратную связь
Здесь действовать можно разными способами: просто спрашивайте у родителей про эмоции детей после экскурсий или создавайте анонимные опросы для родителей, используя такие сервисы как Google Формы. Обратная связь поможет понять, на что обратить внимание в вашей работе, а также вдохновит на новые свершения. Но надо уметь правильно воспринимать полученные данные, расценивать их как возможность улучшить свои навыки.
8. Не бойтесь просить помощи
Совместно преодоленные трудности объединяют людей: не бойтесь просить о помощи. Например, помощи в организации экскурсии или в проведении внеклассного мероприятия. Просить помощь не страшно, страшно не просить, если она вам нужна.
Предложенные советы помогут выстроить такие отношения с родителями, что совместная работа будет приносить положительные эмоции и хороший результат.
Текст подготовлен Пресс-службой Городского психолого-педагогического центра