Биомедицина и микробиология: ученики академических классов проникают в тайны природы
Предпрофессиональное образование позволяет московским школьниками познакомиться с особенностями и сутью деятельности различных профессий, решить для себя, чем заниматься во взрослой жизни. Сегодня оно представлено различными направлениями. Открыты инженерные, медицинские, кадетские, ИТ и академические классы. На занятиях в академических или, как их еще называют, научно-технологических классах ребята погружаются в исследовательскую деятельность, знакомятся с применением результатов научных исследований в реальной жизни. Занятия проводят не только учителя-предметники, но и преподаватели ведущих вузов.
В школе № 1568 ребята под руководством опытных наставников вовлечены в изыскания, результаты, которых найдут применение в биомедицине. Ученица 11 класса Ева работала над люминесцентными биометками из коллоидного золота, искала экологически безопасные способы синтеза коллоидных растворов люминесцентных наночастиц золота. Применяя разработку на практике можно, например, на ранней стадии диагностировать у пациентов появление раковых клеток. Эта работа сильно отличалась от обычных школьных практикумов.
«Для ее выполнения я читала много научных статей по выбранной теме, научилась работать в различных графических редакторах, и, самое главное, провела экспериментальную работу в Институте общей и неорганической химии, что позволило познакомиться с настоящими учеными и узнать много нового о профессии химика. Очень волнительно и ответственно было представлять полученные результаты на научных конференциях», – рассказывает Ева, подчеркивая, что полученный опыт безусловно пригодится при выборе профессии.
Ученик 11 класса Степан настолько увлекся исследованием микрофлоры морских арктических рыб, что называет его отдельной главой своей жизни: «Я получил бесценный опыт лабораторного исследования, много узнал из области микробиологии, получил опыт публичного выступления на конференции «Наука для жизни». Научные находки в этом направлении позволят сохранить экологический баланс и остановить исчезновение редких видов рыб».
Количество школ-участников проекта за последний год значительно выросло, академические классы открыты уже в 24 школах. Каждый год растет число вузов и научных организаций–партнеров проекта «Академический класс в московской школе». В этом учебном году в нем участвуют 22 вуза и 26 научных организаций.
Тьютор ГБОУ Школы № 1568, м.н.с. ИОНХ РАН Козлова Таисия:
«Мне кажется, что школьникам интересно попробовать себя в чем-то новом, непривычном, погрузиться в необычную для них среду — побывать в настоящем исследовательском институте или посетить престижный вуз. Уверена, что ребята, которые всерьез берутся за выполнение научных проектов, хотят максимально раскрыть свой потенциал, показать всем, на что они способны, и, самое главное, понять для себя, хотят ли они продолжать заниматься этим дальше. Такой вид внеурочной деятельности помогает школьникам на раннем этапе если не определиться с выбором профессии, то однозначно получить подробное представление о некоторых специальностях — химика, биолога и др. Но если даже ребята понимают, что в будущем они не захотят связывать свою жизнь с наукой, их занятия не проходят даром. Ребята учатся структурировать полученные результаты, грамотно их излагать, осваивают ораторское мастерство и набираются опыта в научных дискуссиях.
Научная работа со школьниками заставляет наставников также совершенствоваться — зачастую ребята задают вопросы, на которые не сразу можно найти ответ и следует хорошо подумать, иногда приходится делать со школьниками эксперименты, которые в новинку и самому педагогу, что для него тоже является своеобразным вызовом. Да и с психологической точки зрения со школьниками интересно заниматься — они полны энтузиазма, и это передается окружающим. Отмечу, что многие проекты, выполняемые на базе институтов, не являются учебными, а ведутся в рамках серьезных лабораторных исследований.
Случается такое, что школьники выполняют свою работу наравне с научными сотрудниками и получают ценные результаты. Порой это приводит к тому, что ребята становятся соавторами научных статей и патентов. Поскольку со школьниками мы в основном занимаемся объектами наномира, то я в качестве вводной лекции рассказываю ребятам о Ричарде Фейнмане — лауреате Нобелевской премии по физике. Во время речи в Калифорнийском технологическом институте он сказал знаменитую фразу «Там, внизу, полно места!» («внизу» означало «в мире очень малых размеров»), что впоследствии дало толчок к развитию нанотехнологий. Сейчас об этой области науки наслышаны многие, и ребятам нравится заниматься таким серьезными вещами. В 2019 г. вышел в свет «Практикум по наноматериалам и нанотехнологиям» (А.Б. Щербаков, В.К. Иванов, 368 с.) — первое в России научно-популярное методическое издание, при помощи которого школьник вместе с учителем может выполнить современную научно-исследовательскую работу в области нанотехнологий (nano-book.ru). Безусловно, это стало большим подспорьем как для педагогов, так и ребят, увлеченных наукой».
Москва не только предоставляет возможность для раннего старта научных исследований в академических классах, но и поощряет разработки уже состоявшихся молодых ученых. Объявлены лауреаты премии Правительства Москвы молодым ученым за 2019 год, отмечены 50 работ. Премия присуждается ежегодно, начиная с 2013 года, в двух направлениях по 11 номинациям на конкурсной основе. Премия вручается научной группе или индивидуально.
Поощряется достижение выдающихся результатов в фундаментальных и прикладных научных исследованиях в области естественных, технических, медицинских и гуманитарных наук, а также разработка и внедрение новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ. Все работы должны быть ориентированы на реальный сектор экономики и социальной сферы столицы.
В этом году премиальный фонд значительно увеличен. Лауреатам выплатят премию – по два миллиона рублей – и вручат дипломы.