Вопрос 153
ВОПРОС
Как отслеживают нормы ударения, и отслеживают ли вообще, учителя общеобразовательных школ?
Анна Д.
ОТВЕТ
Современный язык претерпел существенные изменения в последнее время, и нормы ударения – один из самых сложных вопросов в школьном обучении. Алгоритма обучения правильному произношению еще не придумали, если не считать алгоритмом сложенные и срифмованные для более эффективного запоминания группы слов.
Преподаватели, как правило, строят любое свое обучение на технологичных приемах, старясь сформировать осознание каждого действия на уроке. Простое заучивание – это не вариант, нужно добиться «картинки» в голове детей, чтобы сложились все «пазлы», даже если дело касается, заданий, на первый взгляд, не поддающихся алгоритму.
Природа ударения лежит в происхождении слова, поэтому изучению этимологии слова в школе уделяется много внимания. Ведь большинство сложных ударений в заимствованных словах. Например, слово «жалюзи» с ударением на последнем слоге легко запомнить, объяснив особенности французского ударения.
Существуют эффективные техники продуктивного запоминания, которые рекомендуется включать в каждый урок по русскому языку, есть понятие «культурный минимум» - багаж, которым должен обладать каждый школьник. В него включаются и обязательные для запоминания слова с особенностями и сложностями правильной постановки ударения.
Орфоэпические диктанты, срезы знаний, включение орфоэпических норм в материалы зачета, работа со специалистом по речевому развитию – все это часть системной работы по формированию грамотного произношения.
Заместитель директора основной и старшей Ломоносовской школы,
руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы,
учитель русского языка и литературы
Елена Алексеевна Барсукова