• Справочник
  • Партнеры
  • О проекте
    • О редакции
    • Новости
    • СМИ о «Первоклассных родителях»
    • Реклама
    • Отзывы о проекте
    • Наши праздники
  • Контакты
 
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕРВОКЛАССНЫХ РОДИТЕЛЕЙ»
КОНКУРСЫ
  • Дошкольное образование
  • Всё о школе: родителям и детям
  • Детское здоровье
  • Детская психология
  • Детский спорт
  • Отдых с детьми
  • Детская одежда
  • Звезды и их дети
  • Дети на каникулах
  • Афиша для детей
  • Детское творчество
  • Детское меню
  • Беременность и роды
    Домашнее задание
Все четверти
Домашнее задание

    Подготовка к школе
podgotovka k shkole.jpg



















  • Первоклассные родители
  •  > 
  • Дошкольное образование

Как развивать логическое мышление: советы психолога

О том, что такое «логическое мышление» и как его развивать рассказала педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Ирина Банникова.


ПР-совет

Логическое мышление заключается в умении обрабатывать информацию, рассуждать и делать выводы, основываясь на законах логики. Оно помогает хорошо справляться с жизненными и учебным задачами, поэтому так важно уделять внимание развитию этой способности. О полноценном логическом мышление можно говорить с 11-12 лет, когда мозг ребенка уже достаточно развит, чтобы оперировать понятиями и идеями без опоры на конкретные ситуации. 

Например, понятие «любовь» для ребенка более младшего возраста понимается через конкретные проявления: любовь – это когда мама меня целует и обнимает. В дошкольном возрасте мы можем услышать от ребенка: «Я тебя не люблю, мама» в ситуациях, когда мама что-то ребенку запретила. Но уже начиная с младшего подросткового возраста понятие «любовь» становится более абстрактным и сложным.

С 3 лет важно разговаривать с детьми о том, что они видят, объяснять причины разных явлений, показывать, как все взаимосвязано друг с другом. Например, когда упала ветка дерева, можно сказать: «Какой сильный ветер подул, что даже ветка дерева упала». Постепенно такие причинно-следственные связи накапливаются, и ребенок учится рассуждать о том, что он видит, переносить эти знания на похожие ситуации.

15383.jpg

Помимо таких полезных разговоров можно вместе с детьми экспериментировать. В дошкольном возрасте эксперименты – это отличный способ многое узнать о свойствах предметов и о причинах разных явлений. Покажите на примере с ветром, что одни предметы можно сдуть, а другие нет: подготовьте перо, карандаш, бутылку с водой и камень и подуйте на каждый из этих предметов. Так, ребенок делает открытие, что тяжелые предметы сдуть не получается.

Решение практических задач также отлично развивает логическое мышление. Как достать с верхней полки шкафа книжку? Можно взять стул и залезть на него. А как достать из-под дивана маленькую игрушку, которая туда закатилась? Нужно взять что-то длинное. Как выбрать ключ, чтобы открыть замок? Можно пытаться попробовать каждый, а можно внимательно рассмотреть замок и догадаться какой ключ больше подходит и т.д.

А чтение и обсуждение сказок развивает способности рассуждать и анализировать. После прочтения можно задать следующие вопросы: «Как герой справляется с трудной ситуацией?», «Кто ему помогал?», «С кем из персонажей ты бы хотел дружить и почему?», «Чему нас может научить эта сказка?»


ПР-совет

Способствуют в развитии мышления и настольные игры. К одним из самых популярных относятся «Крестики-нолики», «Морской бой», «Шахматы», «Шашки», «Нарды», «Монополия», «Эрудит», «Похож-не похож».

Такие игры полезны не только для дошкольников, но и для детей школьного возраста: ребенок учится анализировать ситуации, выделять существенное (важное для достижения поставленной цели) и несущественное, на основе этого формировать стратегии, продумывать последовательность своих действий, у него развивается умение рассуждать.

В школьном возрасте можно поиграть в «Данетки». Это такие истории, в которых нужно разобраться, что произошло, задавая вопросы, на которые можно ответить да/нет. Часто для нахождения решения эти истории требуют достаточной гибкости мышления - умения посмотреть на ситуацию непривычным способом. Такая способность ума помогает успешно решать проблемы и легче адаптироваться в разных ситуациях.

Еще одна развивающая логическое мышление игра – ига «Знаменитости». Напишите на бумажке с клеящейся стороной известного персонажа (Колобок, Баба Яга, Красная Шапочка или другие) и приклейте на лоб соседнему игроку. Таким образом, игроки видят, что написано на лбу у других игроков, но не знают, какой персонаж у них. Цель игры – отгадать своего персонажа. Для этого каждый игрок по очереди задает вопрос, на который можно ответить да или нет. В любой момент вместо вопроса можно высказать предположение о том, какой у тебя персонаж. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не назовут своих персонажей.

Развитое логическое мышление имеет большое значение для счастливой и успешной жизни. Развивайте логическое мышление, играючи.

Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
© Сайт  "Первоклассные Родители" 

Частичное или полное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации или при условии обязательной гиперссылки "Первоклассные Родители".         
 
"Первоклассные Родители" – сайт для родителей учеников начальной школы. Программы начальной школы, обучение в начальной школе: русский язык, математика, чтение. Подготовка к школе, учителя начальной школы, новая начальная школа, ФГОС. Психология и здоровье школьника в начальной школе.

Яндекс.Метрика