Оценка по физкультуре: как к ней относиться

Оценка по физкультуре: как к ней относиться

Вопрос оценки способностей ребенка по физкультуре волнует многих родителей. Не у каждого ученика все физические качества достаточно высоки. Кто-то лучше бегает, кто-то – выполняет метание, а кто-то силен в подвижных играх. Как честно оценить каждого малыша и при этом не обидеть его? Ведь порой пара плохих отметок способна вызвать к физкультуре устойчивую неприязнь на всю жизнь.



Прыгнуть выше себя!


Далеко не каждый полный ребенок, например, может хорошо подтянуться или выполнить подъем туловища на время. Так что же теперь – сразу ставить ему двойку? Если проводить аналогию с другими предметами, получается, что да. Ведь не говорим же мы по поводу математики: «Не ставьте ребенку двойку за то, что он не решил примеры, у него просто нет математических способностей». Там все просто: сколько нарешал, столько и получил. То же относится и к русскому языку: наделал ошибок, изволь получить соответствующую оценку (а ведь учитель еще и аккуратность учтет, разве не ужасно?).


Означает ли это, что физкультура должна оцениваться точно так же? Сделал нужное количество повторений, получил нормативный результат в секундах или сантиметрах, вот тебе хорошая (плохая) оценка – и никаких вариантов. На первый взгляд, все логично. Если, конечно, не принимать во внимание, что таким образом можно привить ребенку стойкое отвращение к предмету «физкультура» и даже к физическому развитию вообще.


На мой взгляд, пора пересмотреть критерии, используемые при выставлении оценок. Это не значит, что больше не нужны тесты и контрольные упражнения, а также показатели, определяющие высокий, средний и низкий уровень физического развития. Просто эти критерии – не самые все-таки важные. Главное – прогресс физического развития ребенка, улучшение его результатов, а не достижение одного конкретного показателя. Ведь как можно ставить двойку ученику, например, по прыжкам в длину, если к концу года он улучшил свой результат на 20–30 сантиметров, пусть даже по официальным таблицам его показатель говорит о низком уровне физической подготовки? Ребенок не просто старался, он смог намного улучшить свои достижения! Неужели это не достойно пятерки? А бывает и наоборот. Хорошо подготовленный ученик с первого класса выдает результаты четвертого. И так из года в год. Что же получается? Ребенок растет, а никакого прогресса в физическом развитии нет. С официальной точки зрения, пятерки он, конечно, достоин, но откуда у этого ученика появится стимул к развитию?


Сравнение с русским языком здесь точно не работает! Ведь, например, если с первого класса и до одиннадцатого ученик не делает ошибок, нельзя сказать, что у него прогресса нет – на уроках русского языка меняется сложность выполняемых заданий, и те критерии оценки, которые используются в первом классе, не используются в восьмом и девятом. На физкультуре задания тоже усложняются, но многие тесты применимы практически для всех классов – это все те же прыжки в длину, подтягивания, лазание по канату, беговые упражнения и т.п. Как же сравнивать хорошо подготовленных учеников и слабо подготовленных? Кто лучше занимался? Для кого год прошел с большей пользой? Для того, у кого показатели были высокие, но остались на том же уровне, или для того, кто сумел преодолеть себя, старался изо всех сил и достиг максимально возможных на данном этапе высот?


 

Как можно ставить двойку ученику, например, по прыжкам в длину, если к концу года он улучшил свой результат на 20–30 сантиметров, пусть даже по официальным таблицам его показатель говорит о низком уровне физической подготовки? Ребенок не просто старался, он смог намного улучшить свои достижения! Неужели это не достойно пятерки?


Детей «со справками» – в лучшие!


С точки зрения профессионала (а работаю я с детьми уже более 10 лет), прогресс в развитии физических качеств гораздо важнее. Как можно не поставить ученику пятерку, если в начале года, выполняя наклон, он мог еле-еле согнуться, а в конце года дотягивался кончиками пальцев до пола? Или как не поставить пятерку ученику, в начале года с трудом удерживавшемуся на канате, а в конце года сумевшему залезть на 1,5–2 м?


Дети должны стремиться улучшать свои достижения и не замыкаться в себе из-за того, что до лидера им все равно не дотянуться. Тогда у каждого ученика будет стимул, появится интерес, желание бороться. Вот простой пример с висами: если ученик должен провисеть 30 секунд, чтобы получить пятерку, а у него сил хватает только на 5, он и стараться не будет. А если он в начале года провисит 5 секунд и будет знать, что к концу года ему нужно улучшить свой результат, стараться он будет намного больше. И в скором времени он, вполне возможно, сумеет провисеть и 10, и 20 секунд, что для многих, особенно полных, детей является серьезным достижением. Ребенок начнет заниматься именно физической КУЛЬТУРОЙ, а не бесполезной гонкой за недостижимым лидером.


Многие родители наверняка вспомнят примеры из своей жизни или жизни своих детей, когда не сложившиеся отношения между учеником и учителем физкультуры отбили у ребенка желание заниматься физическим развитием, причем не только в школе, но и вообще в жизни. Учителей можно понять: от них требуют результатов, спрашивают с них, сколько учеников они вывели с низкого уровня на средний, а со среднего – на высокий. Вот и недолюбливают некоторые учителя неспособных учеников, которые им все показатели портят. И все чаще добывают себе такие ученики (с помощью родителей, конечно) справки, освобождающие их от всяких физических нагрузок. Этот вариант учителя вполне устраивает – не надо со слабыми детьми возиться, да и ребенку тоже, казалось бы, хорошо – учитель не ругается, и напрягаться не надо. 


Но разве это дело? В действительности большинство детей «со справками» с удовольствием занимались бы на уроке физкультуры, если бы чувствовали, что они чего-то добились, что хоть что-то у них получается. Ведь для ребенка самое главное – ощущать свою значимость. Подобное отношение к показателям можно привить всему классу, и тогда никто уже не будет смеяться над слабыми учениками. Ведь они, постаравшись, могут намного серьезнее улучшить свой результат, чем сильные. У них появляется возможность обогнать лидера, пусть и не по абсолютному результату. Многие слабо подготовленные дети, попав к хорошему, понимающему учителю, начинали с удовольствием заниматься физкультурой, а их спортивные одноклассники поддерживали своих товарищей и вместе с ними радовались достижениям.


Сегодня в школах появляются новые методики преподавания физкультуры, новые тренажеры, инвентарь для занятий, но система, при которой результаты тестирования становятся основой оценки, по-прежнему остается нормой. В будущем, возможно, ответственные люди поймут, что тестирование – вещь важная и полезная, но прогресс в развитии каждого ученика намного важнее. И тогда оценка будет ставиться не за соответствие определенному показателю, а за улучшение своего же результата, полученного ранее. И у каждого ученика будет стимул к физическому развитию. И слабо подготовленному, и хорошо подготовленному ученику хочется побеждать, а какая же победа важнее победы над самим собой?


Если у вашего ребенка есть проблемы с уроками физкультуры, попробуйте задать этот вопрос школьному физруку, обсудить с ним проблемы своего «неспортивного» малыша и попросить следовать логике, которую мы с вами для уроков решили считать, возможно, единственно верной. Ведь даже олимпийцы убеждены: главное – не победа, а участие в играх, потому что оно – это уже само по себе и личное достижение, и победа над собой.


 

В будущем, возможно, ответственные люди поймут, что тестирование – вещь полезная, но прогресс в развитии каждого ученика намного важнее. И тогда оценка будет ставиться не за соответствие определенному показателю, а за улучшение своего же результата, полученного ранее. И у каждого ученика будет стимул к физическому развитию. И слабо подготовленному, и хорошо подготовленному ученику хочется побеждать, а какая же победа важнее победы над самим собой?


Текст: Артем Патрикеев 


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
Подписка ПР