Вышиваем жемчугом. По указке царя Алексея Михайловича

Вышиваем жемчугом. По указке царя Алексея Михайловича
Вы конечно же бывали в Оружейной палате Кремля. Сегодня это - музей. Но в старину, в XVI веке, тут находилась самая обычная оружейная мастерская — стучали молотки, звенел металл, то и дело раздавались громкие окрики. О тех временах с нашей помощью вы и расскажете ребенку за одним замечательным рукоделием.


Ума и талантов палата


Самая обычная оружейная мастерская — не совсем точно сказано. Она была царская, а значит, не совсем обычная. Ведь в Кремль набирали лишь наиболее искусных и талантливых оружейников. Самым известным мастером, работавшим в Оружейной палате в XVII веке, был Никита Давыдов из города Мурома. Слухи о его редкостных способностях дошли до самого царя, и тот вытребовал муромского мастера в Москву. Царским указом Никита был отправлен в Константинополь для совершенствования в своем искусстве, затем вернулся в Москву и проработал в Оружейной палате более 50 лет. До наших дней сохранился великолепный шлем работы Давыдова, изготовленный для первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича. Шлем украшен тончайшими узорами из золотой проволоки, набитой на стальную поверхность, чеканным изображением ангела, вставками из драгоценных камней и жемчуга.


Со временем мастера Оружейной палаты стали изготавливать не только оружие, но и другие предметы из драгоценных металлов. В Золотой и Серебряной палатах ковали и отливали драгоценные чаши, кубки, ковши для царского стола. Англичанин Ричард Ченслер, побывавший при дворе Ивана Грозного, писал: «Все блюда и кубки для ста обедающих человек были из лучшего золота, и столы так обременены золотыми сосудами, что даже не доставало места».


В музее и поныне хранится блюдо, изготовленное мастерами Оружейной палаты для невесты Ивана Грозного, кабардинской княжны Марии Темрюковны. (Тогда существовал обычай подносить невесте свадебный головной убор на драгоценном блюде.) В центре блюда изображен герб государства — двуглавый орел; по плоскому краю идет блестящий черненый узор в виде тонкой сетки и изгибающихся цветочных стеблей. Выгравированная на блюде надпись гласит: «...милостью благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича государя всея Руси сделано блюдо благоверной царицы великой княгини Марии».


01.jpg

02.jpg
1. Цепи-окладни Мастерские Московского Кремля XVI–XVII века
2. Зеркальные доспехи-латы Оружейная палата XV–XVII века
3. Щит с золотой насечкой Булатная сталь. Русская работа. Оружейная палата XV–XVII века
4. Похвала Богоматери Владимирской (Насаждение Древа Государства Московского) Симон Ушаков. 1668 год

К Оружейной палате относилась также иконописная мастерская — Иконный терем. Кроме икон мастера-иконописцы, или изографы, выполняли самые разные живописные работы: расписывали стены в царских покоях, мебель, создавали рисунки для вышивок и разных изделий из драгоценных металлов.


В XVII веке иконописную мастерскую возглавлял замечательный художник Симон Федорович Ушаков. Он писал иконы и парсуны (портреты), расписывал фресками храмы и царские палаты, делал рисунки для знамен и книжных гравюр, чертил географические карты и планы, обучал молодых живописцев.


Мастера, работавшие в Кремле, делились на жалованных и кормовых. Жалованные, как более искусные, постоянно состояли при мастерских и получали определенное жалование. Кормовым давали разовую работу, за что они получали временное содержание — «корм». Отличившийся кормовой мастер мог перейти в разряд жалованных.


Среди кремлевских работников профессия часто передавалось по наследству. Но и со стороны ученики приходили — их назначало начальство, или же мастера сами находили талантливых преемников.


Помимо Оружейной палаты в ведении царя находился Конюшенный приказ — мастерская, где изготавливали парадное убранство для лошадей. У царицы же была своя Царицына мастерская палата, в которой занимались различными видами рукоделия. Нередко царицы и сами работали в своей мастерской палате.


04_1.jpg05_1.jpg06_1.jpg



«То, что в раковине» — на шелк и парчу


Любимое занятие кремлевских мастериц — расшивать жемчугом ткани. Какая в результате красота получалась, вы с вашим чадом видели уже, наверное, не в одном музее.


Возможно, вам не приходило в голову задать ребенку вопрос: знает ли он, что такое жемчуг? Штучка ведь в принципе нередкая, в ушах или на шее мамы малыш явно видел. Ну а по существу? Если информация отсутствует, расскажите ребенку историю рождения жемчужины.


В Красном море и Персидском заливе, у берегов Японии, Китая, Шри-Ланки, Индонезии моллюски покрывают свои раковины изнутри блестящей переливчатой пленкой из особого защитного вещества.


Иногда случается, что в раковину к моллюску попадает песчинка или мелкий камушек. Возмущенный моллюск начинает защищаться от «чужака» — обволакивает его защитной пленкой. Слои защитного вещества все нарастают и нарастают, постепенно полностью скрывая в себе песчинку. Так рождается жемчужина. Вот почему защитное вещество получило название «перламутр», что в переводе с немецкого языка означает «мать жемчужины». А слово «жемчуг» пришло на Русь с Востока, из арабского или тюркского языка; по некоторым предположениям, оно переводится как «то, что в раковине».


Жемчужина растет очень медленно — приблизительно на полмиллиметра в год. За 10 лет она достигает размера в полсантиметра. А самым крупным жемчужинам — величиной около сантиметра — целых 30, а то и 40 лет.


Раковины-жемчужницы встречаются не только в морях, но и в реках. К сожалению, к началу XX века речного жемчуга в мире почти не осталось — весь выловили. Но в старину речной жемчуг был любимым украшением у многих народов, в том числе у русских. В Новгородском музее, например, хранятся украшения из речного жемчуга, изготовленные русскими мастерами еще в XII веке.


Когда-то в наших северных краях протекало 150 жемчугоносных рек! Особенно славились реки в районе города Кемь — на старинном гербе Кеми был даже изображен жемчужный венок. Так что до XV–XVII веков на Руси добывали свой собственный жемчуг. Среди северных крестьян бытовало поверье, что жемчуг дается только человеку, чистому душой. Поэтому перед тем как отправиться на ловлю переливчатых бусин, ловцы ходили в храм на исповедь — очищались от грехов. Интересно, что только что добытую жемчужину полагалось «замаривать» — держать во рту не менее двух часов, а затем заворачивать в мокрую тряпицу и, пока та не высохнет, носить за пазухой. Это делалось для того, чтобы жемчужина затвердела.


С XV века восточные купцы начинают привозить на Русь морской жемчуг — более крупный и блестящий, чем речной. На московском торге даже образовался особый жемчужный ряд, в котором продавали бурмитское (гурмыжское) зерно, — т.е. жемчуг, добытый в Персидском заливе близ города Ормуз, и кафимское зерно — из города Кафы (нынешней Феодосии) на Черном море. Особенно ценился жемчуг «скатный» — правильной округлой формы, вторым сортом шли «уродоватые» жемчужины — продолговатой или грушевидной формы. Жемчуг может быть желтоватым, розоватым, с зелено-голубым отливом, но на Руси любили чисто белый.


Из сияющих бусин изготавливали прекрасные украшения — ожерелья, подвески, серьги. Жемчужное шитье по шелку и бархату считалось одним из самых изысканных и тонких видов рукоделия. В XVII веке особенно славились изделия, созданные в Кремле, в Царицыных мастерских. Кремлевские мастерицы расшивали жемчугом царские одежды, митры, церковные облачения, вышитые иконы и пелены. Жемчуг для работы вышивальщицы получали из царской казны.


Рисунки для вышивок создавали самые лучшие художники.


03.jpg


Не узор, а целая история!


В музеях сохранилось довольно много образцов русского жемчужного шитья XVII века. Если есть желание поупражняться в этом изысканном рукоделии, попробуйте выполнить узор, украшавший футляр для указки, которой пользовался царь Алексей Михайлович.


Нам понадобятся:

  • кусок красивой ткани - плотного шелка или бархата;
  • пяльцы;
  • калька (или тонкая папиросная бумага);
  • несколько скрепок и карандаш;
  • тонкая иголка (можно для бисера) и булавки;
  • тонкие белые нитки или леска;
  • искусственный жемчуг (бижутерия) любого размера;
  • несколько цветных пришивных стразов или прозрачных цветных бусин - "драгоценных камней"


Собрав все необходимое, приступаем к подготовительным работам.


1. Переносим узор на ткань. Для этого перерисовываем его на кальку в нужном размере.


2. Вставляем ткань в пяльцы, прикалываем к ней сверху булавками кальку с рисунком. Берем белую нитку и прошиваем все линии узора частыми стежками. После этого аккуратно снимаем бумагу — на ткани появился контур будущей вышивки.


3. Теперь пора «шить жемчугом».


Закрепляем нить или леску в начале узора; выводим иглу с изнанки ткани на лицо, нанизываем одну бусинку, а затем выводим иглу с лица на изнанку и вновь на лицевую сторону. Протягиваем нить через бусину еще раз, нанизываем следующую, как показано на рисунке. И т.д.

07.jpg


Стежки должны совпадать по размеру с диаметром бусин или быть чуть больше — но не меньше, потому что при слишком мелких стежках бусины начнут топорщиться.


Когда основной узор готов, украшаем вышивку по собственному вкусу стразами и цветными бусинами — «драгоценными камнями».



Этот замечательный узор можно вышить, например, на чехле для мобильника... Впрочем, в подобных подсказках ваш ребенок не нуждается — он конечно же придумает свой вариант. 


08.jpg




 

КРЕМЛЕВСКАЯ ЗАДАЧА

На шитье кафтанов для 4-х статуй, украшавших шатер Спасской башни, мастерам выдали 12 аршин сукна. Сколько метров сукна пошло на один кафтан, если известно, что один аршин равен 0,71 м ?



Рубрику ведут:
Ирина Евгеньевна Мазилкина, главный редактор детского исторического журнала «Матушка»;
Александр Давидович Ельконович, генеральный директор издательства «Печатные традиции».


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
Подписка ПР