Родителям: зачем человеку музыка?
"Буква - цифра - нота " - это визитная карточка представителя цивилизации XXI века. Уровень развития современного человека характеризуется развитием его сознания: обучаемостью, объемом накопленных знаний, способностью самостоятельного мышления, уникальной способностью творчества. Можно представить себе человека, знакомого с достижениями XXI века, неграмотным? Смешно? Или не владеющим методом простого расчета? Смешно? А нота? Зачем человеку музыка?
Хотим мы этого или не хотим, всё равно, всё, что вокруг нас, да и мы сами - это Вселенная – окружающий мир. Каждое живое существо рождается, растет, рождает себе подобных, проживает свою жизнь, умирает не в пустоте, не изолированно от всего, что находится за пределами его существа, а совсем наоборот - не может жить и даже умереть без окружающего его мира. Рождаясь, человек собирается из веществ окружающей среды и, умирая, разбирается на вещества, входящие в состав окружающей среды.
Существует постоянная экологическая связь живых организмов, в том числе и людей, населяющих общую территорию. Эта связь включает в себя их отношения друг к другу и к окружающей среде. Особо важно то обстоятельство, что человек, обладая сознанием, имеет уникальную возможность осознанно влиять на окружающую среду и на себе подобных.
Вместе - это означает постоянную, непрерывную связь человека с окружающим миром, постоянный обмен информацией. Мир существует в постоянном изменении, то есть в движении. Информация - отображение изменений, происходящих в окружающем нас мире. Человек получает сведения об окружающей его среде, об изменениях в ней, и в окружающий мир уходит информация о человеке: что, где, когда происходит с человеком.
Как информация передаётся? Что является ее носителем? Как долго она может сохраняться? Человек - самое сложное, самое одарённое существо на Земле. Для связи с окружающим миром у человека имеются 5 каналов связи - это 5 биологических систем:
- система зрения,
- система слуха,
- система обоняния,
- система осязания,
- система вкуса.
Зрительный канал открывает нам видимый мир. Считают, что он приносит 80-90% всей информации. Приёмником этого канала является парный орган - глаза. Мы видим не только предметно и объёмно, но воспринимаем мир цветным. Зрение доносит до нас колоссальный поток информации, при этом добавляя ещё одно чудо. На выходе зрительного канала, в мозгу человека по цветовой картинке рождается ещё и эмоциональная оценка, настроение человека.
Человек умеет принятую им зрительную информацию надолго задерживать в памяти. Мало этого - передавать её другим людям. Художник полученную им независимо от времени информацию воспроизводит в своем произведении – картине. Картина - материальный носитель информации. Осуществилась обратная связь - информация от человека передана в окружающий мир.
Говорят, лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать, и тем не менее значительную часть сведений об окружающей обстановке доставляет человеку слуховой канал связи. Закроем глаза и навострим уши. Мы попадем в страну звуков - наш мир, но обычно нами не замечаемый. Если прислушаемся, можно получить многообразную информацию, которая создаст в нашем мозгу довольно ёмкое и даже подвижное представление о нашем окружении.
Что является носителем слуховой информации? Каковы его свойства? Каково влияние слуховой информации на человека? Как осуществляется обратная связь человека с окружающей средой по слуховому каналу связи?
Человек живёт в воздушной среде, его слуховой канал связи приспособлен обнаруживать, принимать механические колебательные волновые движения от воздушной среды. Основными характеристиками волнового колебательного движения являются частота колебаний в секунду (высота звука) и амплитуда (громкость звука). Ухо человека принимает волновые механические колебания в воздушной среде в диапазоне от 16 Гц (самые низкие звуки, производимые, например, большим барабаном) до 20 000 Гц (так пищит мышь). Особого внимания требует область инфразвука («дозвука») в пределах от 4 Гц до 8 Гц. Диапазон громкости для человека - 0-100 дб. Увеличение громкости приводит к болевым ощущениям и даже к полной потере слуха. Запредельные звуки высотного диапазона также отрицательно влияют на человека. Это обстоятельство хорошо известно вулканологам. Шум извергаемой лавы включает в себя инфразвуки, вызывающие ощущение страха и желание куда-нибудь спрятаться. Доказано: люди, подвергшиеся действию инфразвука, ощущают безотчетный страх, ужас, теряют равновесие. Инфразвук может быть смертельным.
О действии на человека ультразвука («сверхзвука») люди догадывались давно. Интересные сведения доносят до нас былины. Былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике рассказывают о необыкновенной, удивительной силе Соловья-разбойника. Ясно выделяются результаты: от злодейского свиста, а не от механического удара люди теряют равновесие, падают наземь, умирают. Дома трясутся.
Интересно, что ультразвуки обладают возможностью проникать внутрь тканей живых существ. Это свойство использует медицина при обследовании внутренних органов, применяя безопасные частоты.
Звуки, которые характеризуются высотой и громкостью, и то не всегда четко выраженными, называются звуками-шумами. Но есть звуки, отличающиеся от звуков-шумов дополнительными свойствами: определенной высотой и сложным тембром. Точная высота даёт возможность воспринимать звуки, не смешивая их. Это музыкальные звуки.
Так же зрительный канал световой диапазон разделяет на цвета и их оттенки. Но цветовые оттенки плавно, постепенно переходят от одного к другому, а музыкальный звук должен оставаться на одной определённой высоте. Иначе звук назовут фальшивым.
А тембр - окраска музыкального звука потому сложный, что зависит от многих факторов. Тембр зависит от конструкции самого источника звука (например, у духового музыкального инструмента и у струнного разные тембры), от способа извлечения звука (звук одной и той же скрипки, рожденный смычком или щипком, разного тембра), от материала, из которого изготовлен музыкальный инструмент. Даже один и тот же голос может звучать на одной и той же высоте по-разному: народная песня - один тембр, оперная ария - другой.
В глубокой древности человек научился передавать простую информацию на большие расстояния голосом не на одной высоте, а сочетаниями из 2-3 последовательных протяжных звуков разной высоты. Это и был предок песни.
Постепенно с развитием речи стали усложняться и комбинации звуков. Между тем далеким зародышем музыки - сочинением из 2-3 звуков и сложнейшей симфонической композицией лежат долгие, разветвленные, многонациональные, разноцелевые, трудные и не всегда безопасные пути.
Музыка - воспроизведение чувств и настроений музыкальными звуками, способ передачи эмоциональной информации. Сочетания музыкальных звуков строятся по определенным зависимостям, обеспечивающим оптимальное соответствие звукосочетаний природе человека - по законам гармонии. Последовательность звуков разной высоты и длительности - мелодия, ритм - это также главные элементы музыки. Без гармонии, мелодии и ритма нет музыки. Музыка - явление сложное, и при отсутствии одного из её компонентов сочетания музыкальных звуков остаются набором звуков, неспособным выполнить функции музыки - передать эмоциональную информацию.
В природе музыки нет. А птицы? Нет. Это не осознанные, повторяемые мелодии, а скорее приёмы на уровне инстинкта: звуки тревоги, привлечения пары.
Музыкальное творение человека отображает действительность - то, что человек видит, что чувствует, что слышит. Но музыкальная мысль нигде не подслушана в окружающем мире, она создается в сознании человека. Движущаяся вперёд последовательность композиций музыкальных звуков передаёт духовное состояние, настроение создателя музыки. У слушателя на информацию, полученную извне (независимо от времени поступления), накладывается информация, хранящаяся в его памяти. Этот запас у каждого свой, индивидуальный и по объёму, и по сложности, и по психологическому складу, и состоянию на конкретный момент времени. Отсюда каждый человек, воспринимая основную информацию однозначно (скажем, минор или мажор), все-таки по-своему осознаёт, оценивает услышанную музыку.
Чем больше и глубже информация, подключённая из запасов памяти при осознании новой информации, тем богаче, глубже, ярче эмоции, чувства, вызываемые и передаваемые музыкой. Усилить эмоции человека - вот зачем человеку музыка.
Музыка является одним из видов экологической связи – способом влияния человека на человека. Возможности музыки шире. Она может влиять на множество слушателей одновременно.
Эмоции - это продукт сознания, уровень достигнутого развития жизни на Земле. Выражая свое настроение, эмоциональное состояние, человек - создатель музыки вызывает у группы слушателей ответное сопереживание, создаёт коллективное настроение. Объединение людей единым эмоциональным состоянием - вот зачем человеку нужна музыка.
Началась Великая Отечественная Война. Действительность была грозная, чрезвычайно опасная в громадных, всемирных масштабах. Чувство протеста, благородного негодования, стремления любой ценой восстановить справедливость, защитить Родину, защитить будущее объединились в гигантский вал народного гнева. История человечества не знала такого единства множества народов. Это единое отношение народов к действительности создало народ-монолит. Единое эмоциональное состояние очень точно определила, выразила, сконцентрировала музыка - высшее достижение разума человека. Выразить настроение, эмоциональное напряжение не одного человека, а целой заметной, существенной части человечества - это из области феноменов. Достаточно хотя бы вспомнить призыв: "Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!" или Ленинградскую симфонию Дмитрия Шостаковича. А был целый пласт музыки военных лет.
Человек наделен изумительным даром - сознанием. Процесс обработки сознанием информации (процесс мышления) может в какой-то период заканчиваться созданием новой мысли, не имевшей раньше места в жизни, созданием нового образа в сознании человека. Это уже творчество. Особую роль в творческом процессе играет эмоциональная составляющая информации, она активизирует творческую деятельность. Эмоциональный подъём фокусирует интеллект, способность мыслить на предмете созидания, подключает все механизмы жизнедеятельности человека
В силу важности вопроса повторимся: если сознание, способность мыслить - высшее достижение в развитии нашего мира, то творчество - высшая степень развития человеческого сознания. И музыка - результат творчества и орудие творчества. Вот зачем человеку музыка.
Интересна ещё одна роль музыки, подаренная человеку природой. Мир находится в постоянном развитии - движении. Человек, как частица Вселенной, участвует в этом процессе.
Мозг человека внешне напоминает ядро грецкого ореха. Он состоит из нервных клеток, которых в каждом мозгу более 10 миллиардов. Когда слушаем музыку, одни клетки отвечают за восприятие ритма, другие - высот звуков, третьи - мелодии. Единого центра восприятия музыки нет. Таким образом, задействованы многие участки головного мозга. И получены данные, которые говорят о том, что при длительном занятии музыкой, то есть при регулярной тренировке (и необязательно профессионально), активность мозга увеличивается на 25%. Другие источники сообщают: серое мозговое вещество, участвующее в восприятии музыки, увеличивается в объеме на 30% при постоянном занятии этим видом искусства. Эти исследования говорят об одном: музыка - резерв развития интеллекта, развития способностей человека. Музыка совершенствует самое средство восприятия и накопления знаний.
В природе заложено раннее общение матери с будущим потомством. Курица, квохча, высиживая цыплят, что-то передает им, ещё неродившимся. Женщина, ожидающая малыша, посещая картинную галерею, бывая на концертах, слушая музыку (не в роли фона), накапливает информацию, которая может показаться знакомой, рожденному позднее ребенку. Это значит, чем раньше человек начинает обучаться, тем больше информации у него накаливается. Вопрос в том, какую информацию и в какой форме в каком возрасте следует направлять ребенку. Существуют методики раннего музыкального развития. Жаль упускать реальную возможность вырастить человека современного интеллекта.
Запасы памяти пополняются в течение жизни, и всю жизнь они используются. Чем больше получено человеком и наследственной, и приобретенной информации, тем более яркой личностью он станет.
Зачем человеку музыка: чтобы быть Человеком.
Текст: М. Покровская (орфография и пунктуация автора)