Наталья Юрьевна Денисова
Денисова Наталья Юрьевна
окончила Пензенский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения». С 1984 года работает в ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 138. Учитель высшей квалификационной категории, «Отличник народного просвещения». В 2009 году стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование».
2 класс
Центральное направление работы во втором классе – обучение орфографии. Второклассники знакомятся с особым видом письма – с «окошками».
В III четверти мы «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова». Это делается с опорой на понятия: родственные слова, корень слова, однокоренные слова, изменение слова, окончание.
Начинает четверть следующий блок орфографических тем:
- безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением;
- парные по глухости-звонкости согласные;
- удвоенные согласные;
- непроизносимые согласные.
Изучение правил о корневых безударных гласных и парных по глухости-звонкости в учебнике «К тайнам нашего языка» отличается от традиционного:
1. Правила о безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных рассматриваются не отдельно, а вместе – отрабатывается единый подход к решению соответствующих орфографических задач: букву на месте звука в слабой позиции узнавай по сильной. Для ребят: о написании «опасного места» узнавай по «безопасному».
2. С детьми целенаправленно обсуждается вопрос, как искать проверочные слова. Второклассники осваивают конкретные способы изменения слов различных частей речи и подбора однокоренных слов.
Отчего-то принято считать, что детям трудно подобрать проверочное слово, потому что у них маленький словарный запас. Дело в другом: во-первых, младшие школьники не умеют пользоваться словом – преобразовывать его в другие и изменять; во-вторых, среди различных вариантов они часто просто не узнают проверочное слово. Вот почему при обучении подбору проверочных слов основное внимание обращается именно на способы их нахождения.
Родители, помогите своим детям справиться с этими учебными проблемами. Как? Смотрите в «Совете родителям».
При записи проверочных слов неизбежно возникают новые орфографические проблемы в разных частях слова – в приставках, суффиксах, окончаниях, о написании которых ребята пока не знают. Важнейшее условие успешной работы – запись проверочных слов с «окошками». Например, л.вил – лoв.т, св.рил – вaр.т, свaр.т и т.п.
Прием письма с «окошками» (с пропуском орфограмм) – это основной способ «ухода» от орфографических ошибок при незнании решения орфографической задачи.
Конечно, такая запись неудобна, она может нервировать родителей своей неэстетичностью, непонятностью. Но она временна, и в ней заложен большой обучающий смысл. Этот прием помогает учить детей не писать наугад. «Понимаю, что здесь орфограмма, но не сразу могу определить букву, пока оставлю «окошко». Потом вернусь, подумаю», – примерно такие рассуждения таит в себе этот прием. Подсказкой детям того, что они умеют «уходить» от орфографических ошибок, является Памятка 4 «Как писать без ошибок?».
Однако если проверяемую безударную гласную в корне слова можно проверить способом подбора проверочных слов, то непроверяемые безударные гласные в основном ориентированы на механическое запоминание. Как же помочь младшим школьникам усвоить написания безударных гласных непроверяемых ударением?
Существует несколько приемов, которые рекомендуются разными методистами и психологами:
- подбор слов по значению (овощи, ягоды, птицы, железная дорога, посуда и т.д.);
- распределение слов по графическому сходству или по графическому контрасту (пенал, тетрадь, берёза);
- распределение слов по грамматическим темам (по типам склонений и спряжений, по частям речи);
- объединение слов, сходных своей начальной гласной (отец, охота, осина);
- группировка слов, имеющих непроверяемую безударную в первом слоге (капуста, картофель, тарелка. морковь, горох, столица);
- группировка слов с учетом сочетаний (слова с -ОРОи слова с -АРА-: ворона, сорока – барабан, карандаш);
- составление своих словариков с «трудными» словами;
- использование игр, основанных на восприятии слуховых (зрительных) анаграмм;
- обозначение орфограмм цветными фломастерами;
- использование ассоциативного образа и т.д.
Существенную помощь оказывает и частичный этимологический анализ непроверяемых написаний. Например: берёза – от древнего слова со значением «светлый», названа за белый цвет коры. Кастрюля – от французского «касс», сковорода с ручкой.
Умению видеть орфограмму в слове надо долго и кропотливо учить как на уроке, так и дома. Родители могут помочь ребенку научиться обнаруживать букву, требующую проверки, правильно подбирать проверочное слово. Примеры таких упражнений можно найти в пособии М.Ю. Полниковой «Дидактическая тетрадь по русскому языку для учащихся 1–2 классов»:
- Найди и подчеркни слова, в которых надо проверить безударную гласную.
Дожди, гриб, рыбак, снег, земля, шубка, живёт, голубь, слова, лесник. - Обведи гласные, которые пишутся не так, как слышатся.
Окно, сосна, часы, река, червяк, слеза. - Обведи слова с парными согласными в слабой позиции.
Дубки, кони, храбрец, год, спросил, загадка, лезь, жили, пирог, походка, больной, моржи, стулья, Илья, поднос.
Сад – садик, садовый, посадка.
Заказ – заказчик, заказал, заказы.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ |
|
Закрепите дома с детьми то, что они уже проходили в школе.
Как искать проверочные слова для названий действий и признаков:
|
Назад в раздел