5 самых полезных игр

5 самых полезных игр

Какой главный навык должен быть сформирован у ребенка для успешной учебы в первом классе? Умение писать? Нет! Умение считать до 10? Нет! И даже не умение читать! Главный навык, необходимый первокласснику, – умение слушать и слышать. Только в этом случае у ребенка возникнет позитивный контакт с учителем, только в этом случае учеба пойдет как по маслу. Последние месяцы перед школой – отличное время для того, чтобы потренировать эту способность с помощью интересных малышу игр.


Поговорите со мной, родители


Ни для кого не секрет, что лучше и быстрее ребенок развивается в общении со взрослыми. И чем больше такого общения, тем лучше. Общение – это диалог. Причем диалог свободный, а не ограниченный узкими рамками развивающей программы. Чем больше взрослый разговаривает с ребенком, тем более гармонично малыш развивается. Это касается в одинаковой степени как эмоционально-психического благополучия, так, безусловно, и способности ребенка усваивать информацию, получаемую от взрослого. В таком семейном общении дошкольник и приобретает необходимый будущему ученику навык слушать учителя, вникать в сказанное, следовать инструкции, быть внимательным к нюансам, быстро переключаться, умение не только отвечать на вопросы, но и задавать их.


В первом классе учитель много рассказывает устно. А поэтому устные занятия с будущим первоклашкой очень важны. И конечно, в игровой форме. Ведь, несмотря на то что ваш герой уже записан в школу, его ведущей деятельностью остается игровая. И если вам удастся увлечь его познавательными играми, то велика вероятность, что вы сможете сформировать у своего отпрыска еще одну важную составляющую школьного успеха – желание учиться!


Ребенок, заваленный самыми лучшими игрушками и развивающими пособиями, но живущий в дефиците общения, подобен птице в золотой клетке. Общение для него важнее самых лучших развивающих игрушек. Но откуда взять время на него? Что ж, это вполне нынче традиционный для родителей вопрос. Возможно, ответ на него для многих семей будет отрицательным, но это если то самое время искать «специально». «Первоклассные родители» предлагают делать два, нет, даже три дела одновременно: заниматься чем-то нужным типа похода в супермаркет, по дороге общаться и непременно играть!


Поиграйте со мною, взрослые


Последний год перед школой для большинства детей весьма непрост. Вместо игр они бегут на подготовительные занятия, а дома как настоящие ученики выполняют письменные домашние задания. Сместите акцент на овладение другими навыками, внесите разнообразие в подготовку к школе! Игры и упражнения, которые предлагают «Первоклассные родители», можно использовать везде и всегда: по дороге в садик или на детскую площадку, в очереди к врачу, в автомобильной пробке или метро, на пляже и в лесу, на прогулке в парке или даже на кухне, пока вы заняты приготовлением ужина. Ребенку не нужно сидеть за столом и напрягать спину и глаза. Ведь вы будете играть, а не учиться! Цель этих игр не только развить необходимые параметры мышления будущего школьника, но и сформировать у маленького человека навык слышать взрослого и взаимодействовать с ним.


1. Игра «Я знаю пять имен»


Многие родители наверняка еще помнят эту детскую игру. Нужно ритмично стучать по мячу и говорить: «Я знаю пять имен девочек: Маша – раз, Лена – два, Ира – три… Я знаю пять имен мальчиков: Миша – раз, Сережа – два…» А дальше возможны любые варианты. «Я знаю пять названий городов: Москва – раз, Киев – два, Сочи – три…» «Я знаю пять названий деревьев:…» В классическом варианте стучать по мячу надо ритмично и с каждым ударом (или через удар, но ритмично!) называть слова по заданной теме. Ход переходит к другому игроку, когда предыдущий сбивается с ритма, а мяч делает лишний удар о землю (другими словами, если игрок делает паузу, подбирая или вспоминая нужное слово).


Попробуйте поиграть в эту игру без мяча. Задача все та же: назвать 5 объектов, относящихся к выбранной теме, ритмично, без затянувшихся пауз.


Об условиях перехода хода нужно договориться отдельно. Например, пауза не должна превышать время счета до трех (соперник считает про себя или вслух до трех). Баллы начисляются за полностью закрытые темы. Если игрок прошел подряд 5 тем, он получает дополнительный бонус. Можно играть и без баллов, но обычно дети предпочитают соревнование.


Темы могут быть самыми разнообразными: имена, цветы, животные, птицы, виды транспорта, посуда, игрушки, одежда.


В данную игру с удовольствием играют даже десятилетние дети. В этом случае можно и нужно усложнять темы: писатели, музыкальные инструменты, столицы, страны Африки, хищники. И, конечно же, обязательно включать в них то, чем интересуется ваш ребенок: например, названия мультфильмов, футбольных команд, музыкальных групп и т. п.

Если у ребенка не получается выигрывать хоть иногда, сместите акцент со знаний малыша на ваши совместные знания. Теперь это будет игра «Мы знаем пять имен»! Предложите своему чаду придумывать слова на заданную тему вместе! Помните: любая совместная со взрослым деятельность пойдет малышу на пользу и станет зоной ближайшего развития. Иными словами, очень скоро у ребенка будет получаться то, что прежде удавалось только с вашей помощью. Итак, называйте слова по очереди. Не важно, кто первый. Даже если вы, а не ребенок назовете почти все слова – все равно игра останется полезной для его развития.


Что эта игра развивает?


Скорость извлечения из памяти – очень полезное свойство. Его развитию способствует весьма ограниченное количество игр, в том числе «Я знаю пять…». Плюс быстроту мышления, кругозор – особенно если вы не только играете, но и поясняете ребенку незнакомые слова, объясняете ошибки и т. п. Прогресс очень заметен, если вы часто играете в эту игру, периодически возвращаясь к прежним темам. Кроме этого, в игре «Я знаю пять…» можно идеально отшлифовать такие мыслительные операции, как обобщение или классификация.


Как усложнить?


Можно, например, условиться о том, что допустимо повторять темы, но не их «раскрытие». В этом варианте игра будет дополнительно стимулировать внимание и память. Можно увеличивать темп или договориться в промежутке делать хлопок в ладоши или другое движение, а за их пропуск снижать балл.


Если ребенок учит иностранный язык – попробуйте называть иностранные слова.


2. Игра «Что каким бывает?»


Что бывает мягким? Попробуйте задать такой вопрос ребенку. Чаще всего в ответ вы услышите ответ: «Подушка». Если ребенок по какой-то причине не смог ответить на вопрос – помогите ему. А затем продолжайте. Что еще бывает мягким? Хлеб, булка, диван, кресло, игрушка, шерстка, куртка, мох… Если ответы называет ребенок – поощряйте его. Если их предлагаете вы, обязательно обсуждайте ваши варианты с малышом: вспоминайте ситуации, приводите в пример предметы с противоположными свойствами. Ведь в этой игре ваша задача – научить ребенка классифицировать предметы по заданному признаку.

Далее переходим к следующему признаку. Предложите ребенку назвать, что бывает круглым, колючим, красным, теплым, жидким и т. д.


Обязательно меняйтесь с ребенком местами: пусть он тоже придумывает признак, а вы подбираете подходящие объекты! В эту игру не стоит играть дольше 5 минут. Но имеет смысл играть в нее регулярно, включая новые признаки и возвращаясь к старым. Проследите: увеличивается ли число называемых объектов от раза к разу; запоминает ли будущий школьник сказанное вами, вспоминает ли что-то новое. Если не запоминает, специально попросите его об этом.


Вот список определений, с которых вы можете начать:


Жидкий  Острый
Твердый  Гладкий
Зеленый  Пушистый
Железный  Стеклянный
Синий  Длинный
Скользкий  Холодный
Квадратный  Круглый


Что эта игра развивает?


Прежде всего – словарный запас. Обратите, в частности, внимание на близкие по смыслу слова: хлеб – булка – батон; диван – софа – кушетка. Стремитесь, чтобы ребенок их использовал. Плюс умение выделять существенные признаки, а также развитие находчивости, памяти, внимания.


Как усложнить?


Можно считать количество сказанных слов. Например, подушка – раз, булка – два, шерсть у кошки – три, игрушка – четыре… В конце можно обозначить количество названных слов. В следующий раз его надо увеличить. Можно ставить конкретную цель: назвать не менее 6 (10, 12) объектов с заданным признаком. Можно договориться о призе, который ждет ребенка, если он перевыполнит норму.

Детям постарше можно объяснить, что такое переносный смысл и предложить включать слова с переносным смыслом в перечисляемые. Хотя иногда старшие дети включают эти слова самостоятельно. Например: мягкий характер, круглый отличник, железные нервы…


3. Игра «Загадалки»


Вы загадываете ребенку слова, которые он будет отгадывать. Вроде бы похоже на обыкновенные и любимые всеми загадки. Но загадывать нужно по определенной схеме, которая позволяет ребенку научиться выделять существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, а также развивает способность мыслить логически. Играть можно везде и всегда. Возраст – от 2 лет до бесконечности. Главное – следовать схеме и составлять «загадалки», адекватные возрасту.


Схема «загадалок» такова: сначала называются общие признаки, затем – более частные, а самый основной, ключевой (по которому легко отгадать) – в самом конце, если ребенок до этого не смог назвать слово. Например:


Загадываем слово «собака»


Животное. Бывает большое, а бывает совсем маленькое (можно руками показать минимальный и максимальный размеры). Живет дома (в квартире) или во дворе. Любит грызть косточки. Откликается на имя. Может выполнять команды. Кусается. Виляет хвостом. Охраняет.


Если вы сразу же скажете слово «лает», то «загадалка» будет отгадана даже полуторагодовалым малышом. Поэтому слово «лает» мы произнесем только, когда по всей перепробованной совокупности признаков ребенок так и не смог отгадать слово. Но если такое и случится, мы произнесем это слово обязательно (!), чтобы у ребенка остался положительный опыт…


Конечно, то, что загадана «собака», можно догадаться по первым трем признакам. Потому что никакое другое животное им не отвечает (кошка не бывает размером с кавказскую овчарку, а коза не живет в квартире). Но маленькому ребенку это не очевидно… И мы добавляем признаки. 
А потом обсуждаем, анализируем.


Когда и какие именно признаки включать в перечисление, зависит от возраста и степени осведомленности ребенка.


В эту игру нужно поиграть несколько раз, чтобы дети поняли ее суть и правила. Малышам это можно продемонстрировать на примере игры с более старшим ребенком или с другим взрослым.


Что эта игра развивает?


Эта игра развивает сразу несколько параметров мышления: умение обобщать, выделять существенные и второстепенные признаки, мыслить логически, выделять частное из целого, способность к анализу и синтезу. Кроме этого, речь, внимание, память, общую осведомленность.

Как усложнить?


Не называть много признаков, выбирать слова посложнее. В конце игры попросить вспомнить все загаданные слова. Можно также использовать «загадалки» наоборот. Ну а когда у ребенка уже будет достаточный опыт в отгадывании «загадалок», предложить ему придумывать их самому. Самые удачные из придуманных ребенком «загадалок» нужно в присутствии ребенка загадать другим членам семьи. Это самым лучшим образом скажется не только на самооценке, но и на мотивации к занятиям.


4. Игра «Кто что делает?»


Технология проста: один игрок называет слово (существительное), а другой – его действие. Например: гром – … (гремит), солнце – … (светит, греет), врач —… (лечит), дворник –
… (убирает), молния – … (сверкает), рыба – … (плавает) и т. д. Пусть первым начинает ребенок. А затем задавайте друг другу слова по очереди, начисляя очки за правильные ответы. Можете условиться называть не одно, а как можно больше действий для каждого слова. Это удобный повод познакомить ребенка с новыми глаголами, объяснить их значение, обогатить его словарный запас. Попробуйте также играть «обратным ходом». Например, на вопрос: «Что делает солнце?» ребенок ответил: «Светит». Вы тут же спрашиваете: «А кто еще светит?» (Лампа, фонарь, фара, луна).

Что эта игра развивает?


Обогащает словарный запас, учит выделять существенные признаки, отличать предмет и действие, извлекать из памяти нужные слова. Опыт подбора глагола к существительному окажется бесценным на уроках русского языка.


Как усложнить?


Подбирать более редкие (для лексикона дошколенка) слова (например: метель, комбайн, фигурист, ящерица, архитектор, актер, композитор). Просить в обязательном порядке называть как минимум три действия.


5. Игра «Чем они похожи? (Что общего?)»


Это одна из самых полезных устных игр – она интересна даже детям старшего возраста. Способность подмечать сходства и различия между двумя объектами лежит в основе многих изобретений. Хотите вырастить известного изобретателя или креативного менеджера? Почаще играйте в эту игру!


Практически у любых двух предметов можно найти сходство по какому-либо параметру. Не верите? Тогда попробуйте ответить на вопрос: чем похожи карандаш и самолет? Одним из вариантов ответа может быть такой: и тот, и другой оставляют след в виде линии. А чем похожи помада и конверт? И то, и другое подносят к губам при использовании. Словом, задача – найти любое сходство: по форме, по действию, по материалу и т. д. Не исключено, кстати, что дети окажутся намного креативнее взрослых!


Если находить общие черты для сложных пар не получается – начинайте с более привычных. А точнее, с тех, в которых сходство более очевидно (часто это родовое понятие): помидор и огурец (овощи), кошка и собака (домашние животные; имеют по 4 лапы), санки и лыжи (на них катаются зимой), мороженое и пирожное… И постепенно переходите к тем, где для нахождения сходства нужно «покопаться в признаках» или же проявить фантазию, умение мыслить нестандартно. Обязательно обсуждайте с ребенком найденные общие признаки.


Что эта игра развивает?


Способность выделять как существенные, так и второстепенные признаки, обобщать, проявлять фантазию, находчивость. Если для сравнения даются сложные пары – еще и креативность мышления.


Как усложнить?


Использовать сложные пары. Условиться называть несколько сходств. Увеличить темп.



Текст: Татьяна Никитина, семейный психолог
Иллюстрации: Владимир Хаханов


Возврат к списку

Подписка ПР