Home English, или иностранный дома – без проблем!
Хотите, чтобы ваш ребенок научился общаться на иностранном языке? Но не уверены, готов ли он к посещению групповых занятий? Хотите попробовать домашние уроки по иностранному языку? Всё реально! Сегодня с нашими читателями своими секретами практического применения методик домашнего обучения иностранным языкам делится педагог-лингвист, переводчик и автор популярных пособий по английскому и немецкому языкам, Евгения Бахурова.
Итак, вам очень бы хотелось, чтобы сын или дочь овладели хотя бы минимальными навыками общения на иностранном языке – на каком угодно – английском, немецком, французском или китайском. Мейнстрим мнений касательно изучения иностранного языка движется в направлении занятий детей в группах, объединенных либо по возрасту, либо по уровню знаний. На самом же деле, практика показывает, что вы можете благополучно заниматься с ребенком дома. Если у вас самих есть хотя бы минимальный базис (пусть пассивный) познаний иностранного языка, значит, вы сможете достичь сразу двух целей: во-первых, сами вспомните те же самые разговорные клише, которые когда-то учили в школе, а, во-вторых, сможете поделиться знаниями с ребенком. Оказывается, для того, чтобы овладеть минимальными навыками общения на иностранном языке совсем необязательно посещать курсы: можно заниматься дома в привычной комфортной обстановке. И сегодня мы узнаем, как?
Настроимся на волну
Самым первым навыком, необходимым нам для успешного изучения иностранного языка, является развитие фонологического слуха, или просто слуха. Ребенок должен научиться не столько слушать, сколько слышать иностранную речь. Вы ведь не станете отрицать, что построение предложений, мелодика и интонация в русском и, скажем, английском языках отличаются? Конечно, это так. Но ребенок пока этого не знает. Наша задача – продемонстрировать ему эти отличия. Как? Проще всего воспользоваться иноязычным радио или каналом в Интернете – настройтесь на нужную волну, пусть для начала это будут сказки или сценки на иностранном языке, которые зачитывают профессиональные дикторы. Вы также можете купить аудиодиски на нужном вам иностранном языке. Речь диктора должна звучать эмоционально и максимально естественно – пусть ребенок слушает записи (можно даже фоном, параллельно какому-нибудь творческому процессу, будь то лепка, аппликация или рисование) определенный период времени в течение дня. Для начала рекомендую ограничиться 15 минутами, но обязательно включать трансляции или диски каждый день, даже в выходные. Потом этот временной промежуток можно постоянно увеличивать.
Чего мы достигнем:
В результате ребенок сможет развить в себе способность отличать речь родного языка от иностранной, научится различать по интонации говорящего, вопрос это или утверждение. И, самое важное на начальном этапе обучения: мы сможем достичь доброжелательного отношения ребенка к иностранному языку, потому как для него пока речь новая равно речь чужая. Мы же благодаря ежедневным погружениям в мир иностранного языка сможем снять эти психологические барьеры и развить желание учиться дальше.
Фотографическая память? Легко!
Для того, чтобы ребенок мог научиться легко запоминать иностранные слова целиком (подчеркиваю – целиком), а не читал их впоследствии по буквам, мы можем воспользоваться методикой, разработанной еще американским врачом и автором методики раннего развития детей - методикой Гленна Домана. Наверняка вы уже слышали про эту методику показа карточек. Давайте поговорим о ней более подробно.
Смысл этой эффективной методики в том, что взрослый демонстрирует ребенку карточку с написанным на ней словом иностранного языка, громко и четко произносит его и убирает карточку, сменяя следующей. Далее сразу же нужно показать следующую карточку, и так далее до конца стопки. Обычно для начала можно ограничиться 10-15 карточками, но уже потом увеличиваться количество.
Карточки с иностранными словами могут быть двух видов:
- на которых написаны только слова
- карточки с картинками и написанным внизу словом
Вы можете сделать эти карточки самостоятельно дома. Для этого вам потребуется плотный картон, красный фломастер и (если вы будете добавлять картинки) – иллюстрации, которые можно распечатать из Интернета.
Чего мы достигнем:
Благодаря использованию наборов карточек мы развиваем фотографическую память. Ребенок запоминает слово и, ориентируясь на отложившийся в сознании зрительный образ, произносит (читает) его целиком. Я говорю совершенно без преувеличений. На самом деле, это поразительный, но реально работающий способ эффективного запоминания больших объемов лексики и развития фотографической памяти.
А поговорить?
И вот мы с вами обсудили, как в домашних условиях мы можем развить способность различать иностранную речь на слух и как успешно запоминать слова иностранного языка. Теперь давайте поговорим о еще одной составляющей эффективного овладения навыками иностранной речи - говорении.
Если у вас есть возможность и хотя бы минимальные познания в иностранном языке, попробуйте поговорить на нем с ребенком. Не стесняйтесь, говорите, что пожелаете: расскажите, какой сегодня день, чем вы планируете заняться, куда пойдете, какое у вас настроение и т.д. Если вы сами уже очень давно учили иностранный и стесняетесь делать ошибки, постарайтесь убедить себя в том, что не нужно бояться, абстрагируйтесь от этого страха. Скажу вам как опытный преподаватель, переводчик и путешественник: мне приходилось слышать многих говорящих на иностранном людей – и не всегда их знания были идеальны. Я бы даже сказала, что имеющих идеальные знания (или просто очень хорошие) было намного меньше тех, кто владел лишь определенным базисом, но не стеснялся говорить и говорил, говорил, говорил – и, самое поразительное, его понимали! Так нужно и нам: просто говорите с ребенком, пусть он слушает маму или папу – и даже если вы просто подойдете с ним к окну и расскажете, какие машины проезжают по дороге, сколько сейчас людей во дворе и в одежду какого цвета они одеты – этого будет уже достаточно. А для родителей, желающих восстановить свои знания или мечтающих двигаться дальше – могу порекомендовать мой разговорник английского языка: «Универсальный английский разговорник. Общаемся без проблем!» (изд-во «АСТ», 2015). Там я собрала и все необходимые фразы, разбитые по смысловым блокам, и их произношение, записанное понятными нам русскими буквами! Дерзайте!
Ты - мне, я – тебе
И, как завершающий кирпичик в нашем фундаменте домика под названием «Основы домашнего овладения иностранным языком» - это выход в диалог с ребенком на иностранном языке. Для начала это будут, конечно же, минимальные, самые распространенные фразы-клише, например:
- Good morning!=Morning! Доброе утро! [гуд мо:нин!=мо:нин!]
- Hello!=Hi! Привет! [хэло*у!=хай!]
- Good night! Спокойной ночи! [гуд найт!]
- Sleep well! Приятных сновидений! [сли:п уэ*л!]
- See you! Увидимся! [си: ю:!]
Используйте эти фразы в ежедневном общении. Проснулись утром – вместо привычного русского «Доброе утро!» скажите сыну или дочке «Morning!». Это и несложно, и вызовет у ребенка неподдельный интерес. Повторяйте фразы в контексте дня несколько раз, и уже через некоторое время ребенок сам даст вам ответную реплику.
Вы также можете использовать разговорные клише, которые подразумевают связку «вопрос-ответ», и тем самым выведете ребенка в диалог. Фразы могут быть следующими:
- How are you? Как дела? [хау а: ю:?]
- I’m fine./I’m OK./Perfect. Хорошо. Нормально. Отлично. [айм файн./айм окей./пё:*фэкт.]
- What's your name? Как тебя зовут? [уотс ё: нэйм?]
- My name is Mary. Меня зовут Маша. [май нэйм из мэ*ри]
- How old are you? Сколько тебе лет? [хау о*улд а: ю:?]
- I'm five. Мне пять лет. [айм файв]
От автора: в произношении английских фраз звездочкой * обозначено ударение («мэ*ри» - ударение на «э»), а двоеточием : - долгота звука («ю:» - произносим несколько протяжно).
Таким образом, подводя итог, мы приходим к выводу, что домашнее обучение основам иностранного языка – это абсолютно реальная и достижимая цель при условии параллельного развития и подготовки ребенка по трем направлениям: слух (слушание), беседа (говорение) и стимулирование зрительной памяти (запоминание). От себя хочу пожелать вам верить в свои силы и всегда двигаться вперед, не останавливаясь на достигнутом. Удачи и положительных эмоций от занятий!
Приобрести книги Евгении Бахуровой можно здесь
Текст: Евгения Бахурова