Стр. 10 - G

Упрощенная HTML-версия

Запишите ответ
Первоклассные родители
8
того, чтобы создать благоприятный
фон для психолого-педагогической
коррекции: когда нервная система на-
ходится в стабильном состоянии, не-
обходимо специально формировать
механизмы ее регуляции, приводить
в равновесие процессы возбуждения
и торможения. Поэтому, если ребе-
нок будет только глотать таблетки,
ничего существенно не изменится.
Основная ответственность в рабо-
те с гиперактивными малышами
ложится на плечи родителей.
Необходимо:
1. Организовать четкий режим:
учебная работа, отдых с физически-
ми упражнениями, обязательная
продолжительная прогулка, пра-
вильное питание, желательно днев-
ной сон, частая смена видов деятель-
ности.
2. Определить четкие границы до-
пустимого поведения, избегать все-
дозволенности, всегда одинаково ре-
агировать на нарушения рамок:
сдержанно, но категорично.
3. Помнить, что ваше раздражение –
это фитиль, поджигающий нервную
систему ребенка.
4. Демонстрировать пример пове-
дения, самоконтроля, высказываний,
проявлений чувств и т.д. – ребенок
копирует образцы быстрее, чем усва-
ивает нравоучения.
5. Быть всегда готовым помочь ре-
бенку с учетом его индивидуальных
особенностей: ставить перед ним
задачи (в том числе учебные), исхо-
дя из реальных возможностей чада,
чтобы создавать ситуацию успеха
деятельности и возможности поощ-
рений.
Дочь-первоклассница учится
хорошо, но у нее постоянная грязь в
тетради, за которую ей снижают
оценки. Она старается, но у нее все
равно не получается писать акку-
ратно. Что нам делать?
Сначала с помощью логопеда-
дефектолога исключить дизартрию
(нарушение произносительной сто-
роны речи, обусловленное недоста-
точностью иннервации речевого
аппарата, при котором нарушение
письма является вторичным приз-
наком). Затем с помощью школьно-
го психолога определить, что явля-
ется причиной неаккуратности:
слабое развитие тонкой моторики
пальцев рук или несформирован-
ность приемов учебной деятельно-
сти. В зависимости от этого плани-
ровать коррекцию: массаж кистей
рук, физические упражнения на ко-
ординацию, развитие произвольно-
го внимания и т.д.
И самое главное – поговорите с пе-
дагогом! Во-первых, какие в первом
классе вообще могут быть оценки?
Во-вторых, ребенок не пишет акку-
ратно не потому, что не хочет, а по-
тому, что не может. Он нуждается не
в зацикливании на его проблеме, а в
помощи в ее решении!
Почему сын плохо и с ошибками
списывает с доски? Зрение мы прове-
ряли – все нормально...
Возможно, причина в низкой
степени развития произвольного
внимания, умения ориентировать-
ся на образец, точно его копиро-
вать. Чтобы проверить, так ли это,
нарисуйте простенький домик с не-
которым количеством мелких дета-
лей (украшение на крыше, забор
из определенного количества до-
сок-палочек). Попросите ребенка
точно его скопировать (срисовать).
Никаких пояснений больше не да-
вайте и на уточняющие вопросы не
отвечайте. Если малыш неважно
справился с заданием или «про-
явил творчество», то мы, скорее
всего, имеем дело с недостаточным
уровнем развития приемов учеб-
ной деятельности, и коррекцион-
ную работу нужно вести в этом
направлении.
Если с листа он копирует без проб-
лем – есть смысл показаться нейро-
психологу. Может быть, это особен-
ности в развитии пространственного
или зрительного восприятия. Бывает,
что ребенка достаточно пересадить
на другой ряд, и ситуация улучшает-
ся, а порой нужна специфическая
коррекция.
Учительница жалуется на то,
что наш восьмилетний сын пос-
леднее время произносит грубые
выражения и даже неприличные
слова. Дома мы, естественно, так
не общаемся. Когда он был малень-
кий, мы просто не обращали на
это внимание, но теперь он взрос-
лый, какой должна быть наша ре-
акция?
Да, реагировать нужно, так как в
школьном возрасте, в отличие от 3–4
лет, ребенок произносит «плохие»
слова намеренно. Даже если «сквер-
нослов» не понимает до конца их
значения, ребенок улавливает, как на
них реагируют окружающие: ребята
хихикают, учитель сердится, взрос-
лые останавливаются. Это созна-
тельный эпатаж.
Причин может быть несколько:
1. Желание таким способом утвер-
диться чаще всего лежит в основе
школьного сквернословия. Это про-
исходит от недостатка похвалы и
признания. Малышу просто нечем
выделиться. Он не знает, что в нем
есть хорошего, что произвело бы на
окружающих такой же эффект.
2. Дурное подражание в результате
просмотра кинофильмов, реплик
прохожих или старшеклассников.
3. Способ выражения тревожных
эмоций.
В зависимости от того, какой слу-
чай ваш, и стоит реагировать. Но в
любом из них придерживайтесь пра-
вила:
Осуждать и оценивать нужно
не ребенка, а его поступок!
Психолог Анастасия Кузнецова начинает вести регулярные инди-
видуальные (!) консультации пап и мам на сайте журнала «Пер-
воклассные родители» (1roditeli.ru). Спрашивайте! Понимая
причины, можно не только преодолеть, но и предупредить многие
сложности в поведении, учебе, общении и развитии малыша.