Стр. 27 - G

Упрощенная HTML-версия

Мама может все
что угодно…
Дошколенок, даже если он посеща-
ет детский сад и кружки, в целом
ориентирован на «своих» взрослых –
мам-пап и бабушек-дедушек. Для ре-
бенка этого возраста родительский
авторитет – само собой разуме-
ющийся факт: ребенок оценивает се-
бя так, как его оценивают ближай-
шие родственники, их мнение – это
«правильное» мнение.
В дошкольном возрасте у малыша
начинает формироваться референт-
ная группа – круг сверстников, чье
приятие или отторжение для него
важно. Однако родители – по-преж-
нему «номер один». «А моя мама го-
ворит, что это плохо!» – веский аргу-
мент в споре дошкольников. Таким
доводом можно выиграть дискуссию:
сопернику нечем «бить карту», ведь
родительский авторитет – сила.
В этот период чадо практически
целиком и полностью переносит на
себя родительскую оценку и мнение,
усваивает главное о себе из их слов и
отношения, искренне ожидая того
же от окружающего мира. Если ре-
бенку неоднократно повторяют, что
он самый умный и красивый, он
ожидает восторгов от окружающих.
Напротив, дети, которым не дают
слова поперек сказать, чаще всего и в
кругу сверстников будут чувствовать
пренебрежение к себе. Дети в этом
возрасте очень хотят доставить удо-
вольствие родителям, получить от
них похвалу и подтверждение того,
что они «молодцы». Таким образом
ребенок повышает свою самооценку
и «сверяет» показания самовосприя-
тия с родительской оценкой, доверяя
ей больше, нежели своим ощущени-
ям. Грубо говоря, в этом возрасте ре-
бенок хочет быть «хорошим», а от-
клонения в его поведении вызваны
вовсе не тем, что он «родителей ни во
что не ставит», а проблемами с мыш-
лением или психологическими сбоя-
ми. Если ребенок ведет себя плохо,
значит, ему нужна помощь.
Ребенок дошкольного возраста в
целом довольно послушен. Конечно,
он может пытаться настоять на сво-
ем, капризничать по мелочам, прояв-
ляя свою волю, однако в целом ма-
лыш не склонен к противостоянию
родителям по важным жизненным
вопросам. Мало кто из детей, напри-
мер, оспаривает родительские реше-
ния по выбору дополнительных за-
нятий, будь то бокс или китайский
язык, даже если данная деятельность
или коллектив им не очень-то и нра-
вятся.
25
Первоклассные родители
се мы помним фразу «Когда деревья были большими». Маленькому ребенку родители всегда
кажутся огромными и всесильными, но по мере взросления его отношение к «предкам» ме-
няется. И это естественный процесс личностного развития. Что надо делать родителям,
чтобы он проходил необидно для них и безопасно для ребенка?
В
РЕБЕНОК ХОЧЕТ БЫТЬ «ХОРОШИМ»,
А ОТКЛОНЕНИЯ В ЕГО ПОВЕДЕНИИ ВЫЗВАНЫ
ВОВСЕ НЕ ТЕМ,
ЧТО ОН «РОДИТЕЛЕЙ НИ ВО ЧТО НЕ СТАВИТ»
, А ПРОБЛЕМАМИ
С МЫШЛЕНИЕМ ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ СБОЯМИ.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
Используйте свой авторитет длятого, чтобы поощрять ребенка на хорошие де-
ла.
Похвала и положительные эмоции в этом возрасте работают очень эффективно.
Старайтесь установить понятные «правила игры».
Ребенок хорошо адаптиру-
ется к простым и понятным правилам, понимает слово «нельзя». Объясняйте, чем
вызваны ваши требования, однако пока что у малыша недостаточно опыта, чтобы
вникнуть в гибкие правила из серии «иногда можно пойти на красный свет, если нет
машин». В этом возрасте все должно быть проще и четче.
Транслируйте ребенку уверенность в себе.
Если вы сами чувствуете, что в целом
вы воспитываете чадо правильно, это является для него максимальной защитой.
«Разборы полетов» от вас никуда не уйдут: когда он станет подростком, вам при-
дется с ним обсуждать и свои просчеты, и трудности, и серьезные ошибки. А пока по-
будьте большим и непоколебимым авторитетом.
КАК НЕ СТОИТ СЕБЯ ВЕСТИ
Не позволяйте ребенку манипулировать вами, менять ваши решения с по-
мощью капризов.
Если же вы решаете рассмотреть какой-то вопрос, который рань-
ше был исключительно вашей прерогативой, вместе с малышом или позволить чаду
принимать решение самостоятельно, объявите об этом предельно четко. Например,
вы решили, что ребенок будет сам выбирать, что ему надевать в садик. Объясните,
что он становится старше и уже может хорошо подобрать комплект одежды, по-
этому вы ничего против его самостоятельности в данном вопросе не имеете.
Не паникуйте, если что-то идет не так.
Лучшая поддержка для вашего авторите-
та и детской самооценки – это уверенность, что вы с ситуацией справитесь, будь то
серьезные финансовые проблемы или какой-то конфликт. Если вы транслируете ребен-
ку, что вы успешны, сильны и благополучны, это заряжает его на успех и уважение к вам.
Не бойтесь совершить ошибку.
Испортить отношения с ребенком, уронить свой
авторитет не так просто, как нам кажется. Фатальный промах в семейной жизни –
слишком редкое явление, чтобы постоянно его опасаться. Страхи, особенно если они
проговариваются в форме негативного прогноза: «Ты меня не любишь и уйдешь жить
к бабушке», «Я знаю, что ты меня за это будешь ненавидеть, но…», более разруши-
тельны для отношений, чем любая оплошность.