Стр. 52 - G

Упрощенная HTML-версия

Четверть
делить слова на слоги, выделять
ударный слог, переносить слова по слогам
(кар-ти-на, паль-то, чай-ка);
обозначать на письме мягкость со-
гласных гласными буквами и ь
(лимон,
мёд, ветер, уголь, коньки);
писать заглавную букву в именах,
фамилиях людей, в названиях городов,
деревень, в кличках животных
(Дядя Фё-
дор, пёс Шарик и кот Матроскин очень лю-
бят отдыхать в Простоквашино.);
писать слова с сочетаниями жи-ши,
ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт
(Стрижи и лас-
точки очень похожи. Зимуют они в чужих
краях. А летом ловят мошек над нашими
чащами, лугами, чудесными цветочными
полянами.);
правильно обозначать буквами пар-
ные звонкие и глухие согласные на конце
слов
(ряд, воз)
, безударные гласные в
двусложных словах
(мячи, река, окно)
;
писать слова с двойными согласными
(Анна, группа, класс, суббота)
, слова с раз-
делительным ь
(вьюга, обезьяна, Илья,
Софья),
слова с непроверяемыми написа-
ниями по программе 2-го класса;
писать раздельно предлоги со слова-
ми
(у сестры, за партой, под лавкой, над ре-
кой)
;
производить фонетический разбор:
делить слова на слоги, определять удар-
ный слог, последовательность звуков и
букв
(в словах типа стриж, конь, сова)
;
правильно ставить вопрос к слову и
по вопросу определять слова, обознача-
ющие предмет, признак предмета,
действие предмета;
различать слова, отвечающие на воп-
рос кто?
(малыш, кошка)
, и слова, отвеча-
ющие на вопрос что?
(цветок, река)
;
устанавливать связь слов в предло-
жении из 3–4 слов; выделять подлежащее
и сказуемое;
составлять предложение из слов, уста-
навливая между ними связь по вопросам;
употреблять заглавную букву в нача-
ле предложения, ставить точку, вопроси-
тельный и восклицательный знаки в кон-
це предложения;
определять тему текста и озаглавли-
вать его с опорой на тему;
делить сплошной текст на предложе-
ния (3–4 предложения);
устанавливать связь по смыслу меж-
ду частями текста (восстанавливать де-
формированный
повествовательный
текст из трех частей);
составлять и записывать текст из 3–5
предложений на заданную тему или по
наблюдениям, по ситуации;
употреблять при записи текста крас-
ную строку.
Так как ребята знают уже много орфо-
грамм, мы предлагаем им такой вид рабо-
ты, как работа над ошибками (см. Памятку
для работы над ошибками). Это позволяет
не только исправить допущенные ошибки,
но и отработать то или иное правило, да и
в дальнейшем быть более внимательными.
3-Й КЛАСС
Дети продолжают изучать
части речи
.
В IV четверти идет отработка умения опре-
делять число и род имен прилагательных,
грамотно писать окончания. Третьеклас-
сникам предлагаются разнообразные зада-
ния, например: выписать из предложения
словосочетания с именами прилагательны-
ми, определить число, а в единственном
числе – род; выделить окончания. Вот при-
мерный текст, работая с которым ребята вы-
полняют все эти «операции»:
Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела
весёлая капель. У домов галдят крикливые
воробьи. С пригорков побежали говорливые
ручейки. Появилась молодая травка. Прогу-
дел первый шмель.
В четвертой четверти продолжается бо-
лее глубокое знакомство с
глаголом
, уточ-
няется его роль в предложении. Ребята, в
частности, подбирают глаголы-синонимы
(1. Подберите глаголы, близкие по смыслу:
бороться – ..., болтать – …, танцевать –…,
идти – …
. 2. Вспомните сказки, подберите
подходящие по смыслу слова:
Волк … целую
ночь у проруби, хвост у него и … . Емеля … с
печки, …, …, … вёдра да топор.
), глаголы-
антонимы (
Мир строит, а война – … . Чело-
век от лени болеет, а от труда …
.), глаго-
лы в прямом и переносном смысле. Дети
учатся изменять глаголы по числам. Треть-
еклассники уже знают времена глагола
(настоящее, прошедшее, будущее). Изме-
няют глаголы прошедшего времени по
родам. Знакомятся с глаголами в неопреде-
ленной форме. Упражняются в правописа-
нии частицы
не-
с глаголами.
50
Первоклассные родители