Стр. 81 - G

Упрощенная HTML-версия

Страшно – интересно, полезно – вредно…
Если бы от наших эмоциональных оценок и горячих
споров с психологами и учителями о незамеченных
способностях малыша и вопиющих недостатках тестов
зависел успех крохи в учебе! К сожалению, ситуация
прямо противоположная: ребенок, который не справ-
ляется с большинством заданий диагностического об-
следования на готовность к обучению, в школе будет
усваивать программу с трудом. Доказывают этот тезис
не только многолетний научный и практический опыт,
но и сами родители, даже те, кто скептически настроен
по отношению к педагогике и психологии. «Первоклас-
сные родители» посетили большое количество фору-
мов, на которых мамы и папы обсуждают достоинства
и недостатки современных программ для начальной
школы. Резюме можно сделать следующее: по мнению
родителей, нет универсально хорошей или однозначно
плохой программы, а есть более или менее подготов-
ленные малыши, способные или не способные воспри-
нимать конкретный объем и способ подачи знаний.
«Первоклассные родители» в предыдущем номере уже
аргументировали необходимость своевременной психо-
лого-педагогической оценки развития будущего перво-
классника. Теперь пришло время познакомиться с этой
процедурой поближе, чтобы она стала более открытой и
понятной, а значит, не страшной и не враждебной.
Двустороннее соглашение
Сначала предлагаем мамам и папам согласиться с
тем, что:
для успешного обучения в школе решающее значе-
ние имеет не совокупность знаний, умений и навыков
(читает, пишет, считает, знает конус и параллелепипед),
а определенный уровень личностного и интеллектуаль-
ного развития крохи, то есть ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГО-
ТОВНОСТЬ;
психологическая готовность к школе – это необхо-
димый и достаточный уровень психического и психофи-
зиологического развития ребенка для освоения програм-
мы в условиях обучения в группе сверстников;
«определение уровня развития и его отношение к
возможностям обучения составляет незыблемый и ос-
новной факт, от которого мы можем смело отправляться
как от несомненного» (Л.С. Выготский).
Вы согласны? Тогда – отправляемся!
Три кита школьной зрелости
О готовности ребенка к обучению позволяют судить
три аспекта.
1. ЛИЧНОСТНЫЙ
Ребенок, готовый к школе, хочет в ней учиться потому,
что он стремится встать на более высокую ступень, отку-
да открывается дорога во взрослый мир. Это – социаль-
ный мотив учения. Кроме того, у него есть потребность
узнавать все больше нового и интересного, и малыш уже
не может удовлетворить ее дома или в детском саду – это
познавательный мотив. В сумме они образуют мотива-
77
естирование ребенка перед школой пугает родителей в первую очередь своей непонят-
ностью и неизвестностью. У пап и мам порой создается впечатление, что задания,
которые психолог предлагает выполнить нашему умненькому-разумненькому чаду,
придуманы нездоровыми людьми, ненавидящими детей. В каждом – подвох! Все сдела-
но для того, чтобы малыш запутался, не справился, осрамился. Однако это не так.
Первоклассные родители
Т
МАМЫ ГОВОРЯТ:
«Очень важно все: и учителя надо выбирать, и про-
грамму! У меня дочка в этом году пошла в первый
класс. Подготовка к школе, по-моему, была в садике
очень серьезная, она знала, что такое параллелепипед
и конус, умела читать и считать в пределах 100, но
нас взяли в «обычный» класс, хотя мы хотели в класс
«для умных». Сейчас мы учимся по программе «Гармо-
ния» – во всех «обычных» классах именно она, – и я
просто в ШОКЕ!!! Отучившись три месяца, дети
должнырешать уравнения с неизвестными (х), приме-
ры «2 х 6 – 4 х 3» при помощи числового луча!!! О рус-
ском писать не буду, очень долго. На собрании родите-
ли нашего класса были ПРОТИВ обучения по этой
программе!!! Где-то 5–7 детей из класса могут похвас-
таться хорошей успеваемостью. Я понимаю, дети
разные, кто-то может по ней учиться, а кто-то нет!
Надо тогда как-то заранее проверять детей, кто на
что способен, либо дать право на выбор программы
родителям, а не учить всех по одной программе!!!»
«ПРОГРАММА-2100 ВЕЛИКОЛЕПНА, НО ТОЛЬКО
ДЛЯ СИЛЬНЫХ ДЕТЕЙ! Если ребенок не очень подго-
товлен до школы, она не подходит! Замучается ма-
лыш! А так очень сильное развитие дает по всем
направлениям – и математическим, и гуманитар-
ным. Но обязательно трезво взвесьте способности
вашего ребенка – это единственное условие!»