Стр. 82 - G

Упрощенная HTML-версия

Первоклассные родители
78
Подготовительный класс
ционную готовность ребенка к обучению, на основе ко-
торой формируется качественно новая внутренняя пози-
ция «я – ученик».
Внутренняя позиция школьника, в свою очередь, поз-
воляет малышу сознательно подчинять свои действия
правилу, ориентироваться на заданную систему требова-
ний, точно выполнять задания, продолжительно зани-
маться тем, что не очень нравиться, то есть сознательно
создавать и исполнять намерения, что лежит в основе ме-
ханизма произвольного поведения. Зарождается произ-
вольность приблизительно в семь лет в игровой деятель-
ности. В игре есть правила, они выполняют функцию
контроля над деятельностью, которая крохе пока не под
силу. Развивается и разворачивается произвольное пове-
дение уже в процессе учебной деятельности.
2. СОЦИАЛЬНЫЙ
Школа – это социум, в который малыш должен уметь
вписаться. Это значит, что свою новую роль «я – ученик»
ребенок готов исполнять в соответствии с новыми требо-
ваниями и правилами. Вовремя встать утром, не опазды-
вать на уроки, соблюдать дисциплину, правильно вос-
принимать учителя и общаться с ним, выполнять
домашние задания и поручения, строить отношения с
одноклассниками, уметь подчинять свое поведение зако-
нам детской группы – это неполный список тех навыков,
которые характеризуют социальную готовность к школе.
И тут тоже очень многое зависит от возраста! Ребенок,
которому едва исполнилось шесть лет, просто физиче-
ски не в состоянии неподвижно просидеть 40 минут уро-
ка. И если его поведение «хромает» и успеваемость –
вслед за ним, мы должны задуматься о том, а не рано ли
мы доверили крохе роль школьника.
3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ
Интеллектуальной деятельностью ребенка управляет
ансамбль психических процессов восприятия, внима-
ния, памяти, мышления, воображения и речи. Слабость
одного или некоторых из них нарушает общую гармо-
нию и сказывается на успешности усвоения ребенком
учебной программы. Каждый из психических процессов
должен достичь в развитии определенного качественно-
го уровня к моменту начала обучения. Надо, чтобы
восприятие ребенка было дифференцированным; вни-
мание – концентрированным, направленным и объем-
ным; хорошо должно быть развито наглядно-образное
мышление, присутствовать отдельные операции и пред-
посылки логического; малышу необходимо уметь про-
извольно запоминать достаточный объем информации
и воспроизводить ее. Наряду с этими показателями об
интеллектуальной зрелости судят также по моторной
координации, развитию тонких движений руки и фоне-
матического слуха.
Исходя из всего этого, создаются тесты, другие методи-
ки определения готовности ребенка к обучению в школе.
Беседа не должна выглядеть опросом, поэтому к ее органи-
зации предъявляются повышенные требования. Человек,
проводящий беседу, должен знать все вопросы наизусть,
уметь быстро и правильно оценивать ответы, предостав-
лять ребенку возможность свободно высказываться. Вести
подробную запись ответов желательно на диктофон, что-
бы не терять зрительный контакт с малышом, не сму-
щать его и маму крестиками и галочками в протоколе.
При необходимости следует возвращаться к вопросам, выз-
вавшим затруднения, и уточнять ответы. Обязательны-
ми условиями проведения беседы являются присутствие ро-
дителей, непринужденный характер диалога,
целенаправленность вопросов, соблюдение педагогического
такта, в особенности если дети имеют дефекты речи или
трудно вступают в контакт.
Вопросы беседы не подразумевают сверхъестественных зна-
ний, не требуют специального «натаскивания». Если в
семье принято общаться и играть с малышом, он отве-
тит на них в «штатном режиме». Также стоит отме-
тить, что беседа – лишь один из методов изучения готов-
ности к обучению. Делать выводы и выносить заключение
можно только на основе анализа всех данных комплексного
исследования.
ДАВАЙ С ТОБОЙ
ПОГОВОРИМ?
Что делает тестирование? Оно определяет уровень разви-
тия малыша и его отношение к возможностям обучения.
Именно так стоит относиться к цели вашей встречи с
психологом. И никаких роковых выводов и оценок «мой ребе-
нок глупый, не может, не справляется» и тому подобное!
В нормативных документах по приему детей в первый
класс говорится, что в школе могут начинать учиться де-
ти, которым на 1 сентября уже исполнилось шесть лет и
шесть месяцев. На практике получается, что в одном пер-
вом классе встречаются малыши от шести до восьми лет.
Поэтому одни из них будут объективно школьно-зрелыми,
а другие должны еще пройти этот путь в развитии дли-
ною в целых полтора года!
Созревание психических функций напрямую связано с физи-
ологическим развитием мозга и центральной нервной сис-
темы. Условно говоря, набрал мозг ребенка определенную
массу – и начинают формироваться зоны, отвечающие за
самоконтроль. Не набрал – садитесь и учитесь вместе с
крохой! Семь лет – оптимальный возраст, когда есть все
физиологические и психологические предпосылки для успеш-
ного обучения, с одной стороны, и для дальнейшего разви-
тия в процессе учебы – с другой.
С Е М Ь Л Е Т ?
УЧИСЬ БЕЗ БЕД!
?
?