Стр. 86 - G

Упрощенная HTML-версия

Методика «Четвертый лишний»
.
Этот тест позволяет выделить уровень развития поня-
тийного мышления крохи, умение оперировать образа-
ми предметов, объединять в группы, классифицировать
по одному и более признакам.
У методики есть два варианта: предметный – когда ре-
бенок смотрит на картинки, и вербальный – когда вос-
принимает слова на слух. Второй вариант более сложный.
Испытуемому предлагается 5 карточек, на каждой из
которых изображено по 4 разных предмета. Инструкция:
внимательно посмотри на каждую карточку. Определи,
какой из изображенных на карточке 4 предметов лиш-
ний, то есть не подходит к группе трех предметов, объ-
единенных каким-то общим признаком.
Принцип предъявления карточек (или слов) – от прос-
того к сложному.
Например:
1. Стол, стул, груша, кровать. Очевидно, что груша –
лишняя по принципу принадлежности к классу: все – ме-
бель, а груша – фрукт.
2. Платье, носки, шкаф, брюки. Менее очевидно, но
принцип тот же. Все – одежда, а в шкаф ее складывают –
он лишний.
3. Куртка, футболка, сарафан, купальник. Сложность в
том, что это второй уровень классификации. Все – одеж-
да. Значит, нужно подумать, какой признак объединяет
большинство предметов, относящихся к одному классу.
Сарафан, купальник, футболка – летняя одежда, куртка –
осенняя или зимняя. Куртка – лишняя.
4. Скворец, воробей, голубь, ворона. Та же сложность.
Плюс это задание подразумевает хороший объем пред-
ставлений об окружающем мире. Воробей, голубь, воро-
на – зимующие, а скворец – перелетная птица. Скворец –
лишний.
Оценка фонематического восприятия
и навык чтения
Будущий первоклассник должен уметь выделить за-
данный звук и определить его место в слове. Это очень
важное умение, которое лежит в основе правильного
письма и чтения. Детки, у которых не развито фонемати-
ческое восприятие, пропускают буквы, «глотают» глас-
ные. Читая текст, «не слышат себя» и не понимают смысл
прочитанного.
Поэтому на собеседовании кроху попросят назвать
первый и последний звуки в словах.
Например:
– Рыба. Первый звук – РРР (не РЭ!), последний – ААА;
– Осень. Первый звук – ООО, последний – НЬ (не ЭН
и не НЭ!)
– В слове БАРАБАН где мы слышим звук Н? В конце.
– В слове КАЛИТКА где мы слышим звук И? В середи-
не.
Если малыш умеет читать, ему предложат небольшой
текст и попросят пересказать прочитанное.
Кому это обследование надо? Ребенку!
Диагностическое обследование на готовность ребенка
к обучению в школе длится примерно около 40 минут.
Задания могут быть разными по форме и по уровню
сложности, но их всех объединяют содержание и направ-
ленность, с которыми мы сегодня постарались вас позна-
комить.
Если возрастные новообразования (произвольное вни-
мание, например) или отдельные свойства психических
процессов уже проснулись и знакомы нервной системе,
то они легко и своевременно включаются в деятельность.
Наша задача – помочь им проснуться, а соответству-
ющие тесты всего лишь определяют, что уже есть в акти-
ве, а чего еще нет.
Понимая картину развития ребенка и уровень готов-
ности к обучению всех сторон его психики, мы можем:
своевременно расставить акценты и готовить
малыша к школе правильно и целенаправленно;
взвешенно отнестись к выбору учебного заведения
и программы, по которой будет учиться кроха;
осознанно принять решение о начале обучения с
шести с половиной или с семи с половиной лет;
сделать все, что от нас зависит, чтобы будущий
первоклассник учился успешно и с удовольствием!
Первоклассные родители
82
Если вы учите ребенка читать, то постарайтесь соблю-
дать некоторые правила, которые ему очень помогут.
То, что мы произносим и слышим, – это
ЗВУКИ
. До того
как кроха научится сливать звуки в слоги и читать, не сто-
ит знакомить его с названиями букв.
Иными словами: слово МАМА начинается со звука ММММ
(а не с буквы ЭМ или, еще того хуже, МЭ)
Поэтому, когда на стенке в детской появится красочный ал-
фавит, называйте и запоминайте с малышом
ЗВУКИ:
– гласные, которые поются и тянутся: АААААА, ОООО-
ОО, УУУУУ…
– согласные, которые петь не умеют, но могут, например,
мычать: МММММ, рычать: РРРРРР, шипеть: ШШШШ,
звенеть: ЗЗЗЗ, чихать: Ч, и так далее.
Вы оглянуться не успеете, как кроха сам начнет сливать
звуки в слоги, даже не подозревая о том, что это трудно!
В машине или по дороге из детского сада домой можно иг-
рать в слова! Придумывайте как можно больше слов, кото-
рые начинаются или заканчиваются на различные звуки,
с заданным звуком в середине. Очень забавная игра «Как зву-
чало бы слово, если бы начиналось с другого звука?». Времени
эти упражнения занимают совсем немного, а пользу прино-
сят колоссальную!
МЭ А - МЭ А…
МАМА !
Подготовительный класс