Стр. 85 - G

Упрощенная HTML-версия

ится обучение в первом классе; степень развития произ-
вольного внимания, формирование пространственного
восприятия;
Методика «Графический диктант»
Используется для определения уровня развития произ-
вольного внимания, самоконтроля, изучения восприятия
и моторной организации пространства (в данном случае –
умения ориентироваться на листе).
В тетради в клетку ребенок под диктовку (одна клетка
вправо, две клетки вниз, три клетки вправо, одна клетка
вверх и так далее), не отрывая карандаш от листа, рисует
узор. С середины страницы малыш продолжает работу
самостоятельно по аналогии;
Методика «Последовательность событий»
Ее диагностические возможности тоже достаточно ве-
лики, в частности, можно составить подробное представ-
ление о развитии мышления и речи ребенка. Все проис-
ходит следующим образом.
Перед малышом на стол выкладывается серия сюжет-
ных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы
развития какого-то действия.
Рассмотрев каждую картинку в отдельности, малыш
должен выложить их по порядку так, чтобы получил-
ся смысловой ряд, и рассказать, как развивались собы-
тия.
Один ребенок, посмотрев на картинки, начинает
придумывать историю, «привязывая» их друг к другу
по смыслу, цепляясь за сюжет каждой по отдельности,
то есть он не ориентируется на существующую при-
чинно-следственную связь, не замечает ее. Значит,
можно говорить о достаточно развитом наглядно-об-
разном мышлении, но логическое себя пока никак не
проявляет.
Другой малыш затрудняется, многократно перестав-
ляет картинки местами, поправляя сам себя, и смысло-
вой ряд будет рождаться у него прямо на глазах. С не-
большой помощью взрослого он справится с
поставленной задачей, благодаря предпосылкам логи-
ческого мышления, на которые уже вполне можно опи-
раться.
Третий осуществит аналитико-синтетическую деятель-
ность «про себя» и разложит все по порядку без особого
труда. У него наглядно-образное мышление соседствует с
логическим.
Во всех трех случаях, рассказывая историю, ребенок де-
монстрирует уровень развития речи: насколько велик и
богат его словарный запас, умеет ли он согласовывать
между собой части речи в числе, роде и падеже (хвост ли-
сИЙ, много карандашЕЙ, яблоко краснОЕ, дети беГУТ),
все ли звуки выговаривает;
81
Первоклассные родители
Задание «Четвертый лишний»
чаще других подвергается
родительской критике. Самая главная претензия: не по-
нятно, как рассуждать, как мыслить. Можно же и так, и
так. Какой же ответ правильный?
Правильно
– это когда ребенок рассуждает и мыслит! Бо-
лее простые варианты не вызывают у него затруднений?
Значит, понятийное мышление есть! Другое дело – на ка-
кой ступеньке развития оно стоит.
– Воробей, голубь, ворона, скворец. Кто лишний?
– Воробей, потому что он самый маленький. (Разве можно
сказать: «Нет, неверно» и отказать крохе в очевидном,
тем более что он идет правильной дорогой.)
– Молодец! А еще кто может быть лишним? Давай подума-
ем вместе!
Научите ребенка искать варианты, объединять предметы
и находить между ними отличия по очевидным и неочевид-
ным, одному и многим признакам: чем похожи и чем отли-
чаются трамвай и автобус, что общего у яблока и вишни и
в чем их различие? Со временем этот «веер» вариантов
даст возможность малышу отличать более существенные
признаки от менее значимых и без труда отвечать на воп-
рос: что лишнее?
Большинство учителей простой сумме знаний (пусть даже
значительной) предпочитают умение будущего школьника
справляться с такими заданиями и связно выражать свои
мысли.
П РА В И Л Ь Н О –
НЕПРАВИЛЬНО?
?