Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!



Городские родительские собрания: о чем, за чем, кто


Возможность участия родителей в управлении жизни школы» оказался самым непопулярным вариантом ответа на вопрос Департамента образования: что для мам и пап главное в жизни школы? Такой поворот событий первых лиц столичного образования, кажется, не удивил. Этот небольшой на первый взгляд процент активных мам и пап соответствует довольно большому количеству людей, достаточному для «управления». Было бы странно, если у руля встали бы все поголовно. Как и прежде (и, видимо, во все времена), пальму первенства родители отдали профессионализму педагогов. Таковы результаты опроса на сайте департамента, результаты которого легли в основу десятого городского родительского собрания на тему «Что я жду от современной московской школы».


Прокомментировать их, а также оценить результативность встреч родительской общественности с первыми лицами столичного образования «ПР» попросили председателя экспертно-консультативного совета родительской общественности Людмилу Мясникову.


Людмила Александровна, как вы считаете, почему родители не рвутся принимать участие в управлении школой, несмотря на то что их сегодня к этому активно призывают?


На мой взгляд, это абсолютно нормально. Степень участия родителей в жизни школы может быть разной. Результаты опроса говорят о том, что управление школой для современных мам и пап – вещь естественная. Сегодня родители в каждой школе самостоятельно решают огромное количество важных вопросов и проблем: от объединения образовательных учреждений и финансовой политики до школьной формы. А сам по себе факт возможности участия ушел на задний план. Все понимают, что и оценка профессионализма учителя, и атмосфера в детском коллективе, и наличие комфортных и безопасных условий, все остальные процессы и явления сегодня предельно открыты для каждого родителя. Поэтому, какой бы ответ ни выбрали мамы и папы, они уже фактом своего выбора принимают участие в управлении образованием.

 

  Приходите на селектор!

По решению главы Департамента образования, принятому на 10-м городском родительском собрании, с ноября 2012 года все селекторные совещания ДО будут транслироваться в свободном доступе. Таким образом, для родителей откроется еще один путь получения достоверной информации о том, что происходит в школе. «Такие совещания планировались как внутренние. Тем, кто посмотрит селектор, многое станет понятным», – сказал Исаак Иосифович Калина. Посмотреть трансляцию можно каждый четверг в 16:30 в прямом эфире или в записи на сайте ДО: www.educom.ru

 


Экспертно-консультативный совет родительской общественности и городские родительские собрания появились одновременно в работе ДО? Или они возникли как параллельные формы работы?


Нет, не одновременно. Совет родился в октябре 2011 года, а городские родительские собрания проходили и раньше – два раза в год. Родителей собирали для того, чтобы отчитаться по результатам проделанной за определенный период работы. Организационные вопросы решали общим голосованием – такой вот партийный вариант, к которому рядовые родители отношения не имели. В прошлом феврале, если вы помните, поднялась волна родительского протеста на тему питания. И родительская общественность, и Департамент образования, и Роспотребнадзор, и разные специалисты пытались встречаться и разговаривать, однако, несмотря на все усилия, вопрос не решался. Тогда руководитель Департамента Исаак Иосифович Калина решил собрать всех вместе и пришел на встречу с родителями. Уже сам факт присутствия первого лица собрал большое количество людей и настроил их на конструктивный диалог. Во время встречи снялись многие острые вопросы, но одновременно возникло огромное количество других. Потребность родителей в прямом диалоге с руководством городской системы образования была очевидной. Тогда все почувствовали и увидели, что родителям не хватает прямых ответов на острые вопросы. А Исаак Иосифович, кстати сказать, умеет отвечать прямо, о неприятных вещах говорить доходчиво и «приятно». В то же время родители на той встрече услышали, что кроме питания в нашем образовании еще много чего интересного происходит, о чем можно и нужно говорить. Так и родились ежемесячные встречи родительской общественности с главой московского образования.

 

  Что же все-таки самое главное в жизни школы?

В опросе на сайте Департамента образования приняло участие более 450 родителей.

Более 48% родителей главным в школьной жизни назвали профессионализм педагогического коллектива.

На втором месте – возможность детям  разных интересов и разного возраста из одной семьи обучаться в одной школе (17%), на третьем – наличие коллектива учащихся, где было бы комфортно и интересно учиться ребенку (10%).

Самый непопулярный ответ – возможность участия родителей в управлении жизни школы.


Позади 10 встреч. Оправдались ли ожидания родительской общественности и Департамента образования от такого ежемесячного интерактива?


Безусловно, оправдались. Во-первых, наши встречи уже нельзя назвать собраниями. Сегодня это – семинары. Родители не пожаловаться на «мариванну» приходят, как раньше, а обсудить более широкие вопросы и проблемы. При этом они подготовленные, осведомленные, готовые к обмену аргументами, диалогу на равных. Порой встречи носят обучающий и познавательный характер, как, например, знакомство с интерактивными технологиями в школе. Узкие вопросы, конечно, тоже обсуждаются, но и они связаны уже не с личными проблемами, а с тем, что, скажем, в начальной и старшей школе есть специфические моменты, которые требуют предметного обсуждения.


Темы встреч выбираются из большинства заданных родителями на сайте ДО вопросов. Какая дискуссия, на ваш взгляд, оказалась самой острой? Почему?


Самыми острыми были и остаются встречи, посвященные питанию и объединению школ. Первые – потому что непосредственно связаны со здоровьем детей, которое сегодня оставляет желать лучшего. Вторые – потому что сталкиваются интересы и индивидуальные особенности и потребности очень многих людей: родителей, учителей, директоров и т. д. И в том, и в другом случае есть проблема недостаточной информированности родителей, которая часто и обостряет ситуацию.


Все ли встречи носят «ответный» характер или были темы, которые инициировал ДО?


Все до одной носят ответный характер и формулируются исходя из потребностей родителей. На мой взгляд, это очень удачный ход.


Городские встречи родителей с представителями ДО в большей степени закрывают вопросы или, наоборот, ставят новые? Что в сухом остатке каждого собрания? Были ли вы свидетелем принятия конкретных решений по его результатам?


И то, и другое. Ведь их смысл – в обратной связи. Встречаемся мы по одной проблеме, а в процессе диалога из параллельных вопросов рождаются новые темы, делаются выводы. Становится понятно: что-то родители не поняли, где-то банально не хватает информации, что-то мы неправильно донесли. Так, например, в процессе обсуждения вопросов объединения московских школ возникла тема инклюзивного образования. По ходу встречи стало ясно, что это больной вопрос, и Исаак Иосифович тут же на месте принял решение провести специальный селектор, где этот вопрос будет детально обсуждаться. Очень часто, если не всегда, результатом собраний являются конкретные решения.


К сожалению, у нас не сформировалась еще культура решать проблемы на месте. Есть вопрос? Задай учителю. Учитель не ответил? Спроси у директора. Возникло непонимание? Обращайся в управляющий совет. Там не услышали? Иди в округ. А у нас чуть что – к первому лицу. Бывает так, что на городском собрании говорят министру: а у нас в школе то-то и то-то… Он спрашивает: а в школе-то что говорят? Есть из округа кто-нибудь?


И оказывается, что нужно было через первое лицо на городском родительском собрании встретиться и решить частный вопрос.


Но, с другой стороны, бывают ситуации, когда человеку даже с сугубо личной проблемой некуда обратиться. Поэтому такая форма общения, на мой взгляд, очень своевременно появилась, и ее значение сложно переоценить.


 

  Календарь взаимопонимания

Темы городских родительских собраний

Февраль: «Организация питания в образовательных учреждениях»

Март: «Наша новая начальная школа»

Апрель: «ЕГЭ-2012»


 

Городское родительское собрание – один раз в месяц. Это устоявшийся график работы или он будет пересматриваться?


Расписание пересматриваться не будет. Единственная причина, по которой иногда сдвигаются сроки, – занятость главы департамента, присутствие которого принципиально.


Есть ли статистика: сколько родителей приняли участие в городских собраниях? На ваш взгляд, этого достаточно для взаимопонимания?


Странный вопрос. Мы не ведем такой статистики. Дело же не в количестве. И одного человека достаточно для взаимопонимания, если он готов решать проблему и искать ответы на вопросы. А можно, как раньше, в административном порядке согнать толпу, отчитаться о посещаемости – и ни о каком взаимопонимании не будет речи. Если вы спрашиваете о востребованности, то заявок на регистрацию на сайте департамента часто больше, чем может вместить зал, где проходят встречи.


Можете вспомнить какой-нибудь курьезный случай, экстравагантное выступление родителей, которое вас удивило?


С самых первых встреч из собрания в собрание кочует группа странных персонажей, которые ничего не хотят изменить или узнать. Они выкрикивают какие-то странноватые лозунги, кидают лишенные смысла фразы и любуются собой, ждут реакции. Задают вопрос и тут же демонстративно покидают зал, потому что ответ их в принципе не интересует. Сначала мы пытались как-то реагировать, а теперь уже просто посмеиваемся и не обращаем внимания. Жаль только, что они хоть несколько минут, но все же отнимают у тех, кто приходит работать и участвовать в диалоге.



 



Назад в раздел
Подписка ПР