Действуй, сестра!

Действуй, сестра!


Очередной шаг в реформировании московской системы образования не заставил себя долго ждать. Детсадовские медработники вышли из подчинения Департаменту образования.


Кесарю кесарево


Медицинских сестер, согласно программе модернизации систем образования и здравоохранения, вместе с кабинетами, оборудованием и документацией передали на баланс Минздрава и прикрепили к школьно-дошкольным отделениям городских поликлиник. Теперь медсестра детского сада – сотрудник, нанятый по договору об оказании услуг.


Главная мотивация, которую единодушно озвучивают все участники реформы: здоровьем детей должны заниматься врачи и нести за это ответственность. Заведующие дошкольными учреждениями, несмотря на курс педиатрии, который им преподавали в вузах, не имеют возможности адекватно оценить квалификацию медицинского работника, целесообразность и качество оказываемой детям помощи.


За градусником к юристу?


На встрече с журналистами, первый заместитель московского Департамента здравоохранения Николай Филиппович Плавунов подчеркнул, что этот перевод не чья-то частная инициатива, а исполнение Закона об образовании, который регламентирует порядок оказания медицинской помощи воспитанникам образовательных учреждений. В нем сказано, что эту помощь должны осуществлять органы здравоохранения. Поэтому оба департамента общими усилиями провели масштабную инвентаризацию медицинской службы городских образовательных учреждений Москвы. 3900 сотрудников прошли собеседование, в ходе которого подверглись тщательной оценке соответствия занимаемой должности. Многие из них были направлены на курсы повышения квалификации, что не могли себе позволить, будучи сотрудниками Департамента образования из-за особенностей нормативно-правовой базы. Однако, к поликлиникам в результате прикрепили не всех. Оказалось, что должность медсестры в отдельных детских садах занимали люди, вообще не имеющие соответствующего образования, рассказал руководитель Департамента образования Исаак Иосифович Калина. Никто и подумать не мог, что на этом месте может быть провизор, зубной техник, даже юрист и инженер. В сады, оставшиеся без медработников, новое начальство сразу же направило новых сотрудников – им это сделать значительно проще, чем заведующим, для которых, по словам некоторых из них, поиск мог длиться месяцами. Кроме того, и оборудование, и лицензирование медицинского кабинета, и поставка медикаментов теперь не их головная боль.


Незаменимых нет


Большинство медсестер остались работать на своих местах: в тех же коллективах, с теми же детьми, по тому же рабочему графику. Однако у них возросла заработная плата, был пересчитан трудовой стаж (работа в образовательном учреждении в медстаж раньше не входила), они получили дополнительный оплачиваемый отпуск, льготы и возможность планово повышать квалификацию (раньше это часто делалось за свой счет). Если садовская медсестра уходит в отпуск или на больничный, поликлиника, сотрудником которой она является, должна будет прислать замену. Раньше в такой ситуации ее функции - ежедневный фильтр, контроль над вакцинацией, диспансеризацией, документацией и др. - должна была взять на себя заведующая.


Каждый медработник, прикрепленный к образовательному учреждению, взаимодействует с педиатром и через него с различными специалистами. В этом году ожидается выход приказа Минздрава о порядке оказания помощи детям в образовательном учреждении, который будет регламентировать нагрузку педиатра и медсестры. Это даст возможность координировать усилия по оказанию адресной помощи нуждающимся детям, запрашивать и передавать напрямую необходимую информацию о состоянии их здоровья и особенностях развития.


В экстренных случаях в детском саду продолжит действовать старая схема – оказание первой помощи и вызов бригады скорой.


Комплексный поход


Раньше медицинская помощь детям делилась на два отдельных направления:

  • школьно-дошкольное отделение в городских поликлиниках;
  • медицинские кабинеты и сотрудники в образовательных учреждениях.

Теперь этого разделения не будет. Второе направление входит в состав первого, и над ним будет осуществляться единое методическое и профессиональное руководство во взаимодействии с руководителями образовательных учреждений. Схема и порядок этого взаимодействия – отдельный пласт совместной работы двух департаментов.


В больших учебных комплексах планируется создать бригады медицинской помощи из расчета по действующему нормативу - 1 специалист на 100 человек (для дошкольников). Но не из одних медсестер, а из разных специалистов с учетом континента учащихся плюс процедурный кабинет. Исаак Иосифович Калина предложил подумать над перспективой создания медицинских мини-центров в больших комплексах, вместо нескольких «кабинетиков ни то ни се». Проводники реформы обещают, что главное требование родителей – физическое присутствие медицинской сестры в детском саду в течение всего дня – будет максимально удовлетворено, возможно, за исключением малокомплектных садиков, размещающихся в жилых домах.


Сейчас поликлиники оборудуют электронной регистратурой. Как только этот этап будет завершен, начнется внедрение электронных карт, и у родителей должна будет появиться возможность не посещать поликлинику, чтобы выписать ребенка после болезни.


Одним словом, перспективы открываются впечатляющие. Главное, чтобы если не дай бог что, в саду мамочке не сказали: «Мы за это не отвечаем, обращайтесь в поликлинику …»    

sestra_01.jpgsestra_02.jpgsestra_03.jpgsestra_04.jpg
sestra_05.jpgsestra_06.jpgsestra_07.jpg


Назад в раздел
Подписка ПР