Праздник электронного Букваря

Праздник электронного Букваря



Никого уже не удивишь прогнозом о том, что в ближайшем будущем электронный учебник заменит своего бумажного предка, что значительно уменьшит вес школьного портфеля и безгранично увеличит возможности ученика. Даже самый отчаянный родитель-ретроград, если и выказывает сомнения по этому поводу, то они связаны разве что с ответами на вопросы, что именно, когда и как? Попробуем разобраться.


Устройство — отдельно, содержание — отдельно


Для начала необходимо, как говорится, отделить котлеты от мух. Электронный учебник (ЭУ), апробация которого в московских школах начнется уже в этом году, — не электронная книга, не планшет, не макбук и вообще не устройство. Это — контент, содержание, информационное наполнение, которое может размещаться на диске, флэшке, облаке (группе серверов) в сети. По требованию заказчиков, выделяющих средства на разработку и апробацию электронного учебника, он должен быть кроссплатформенным и кроссбраузерным — другими словами, речь идет о возможности использования любой платформы и операционной системы.


Такой подход должен сделать ЭУ максимально доступным каждому ученику, независимо от уровня достатка его семьи (что, конечно, спорно, но сейчас не об этом).


Еще одна важная деталь: это не брат-близнец печатного учебника, в угоду веяниям времени переведенный в электронный формат, хотя именно с этого начиналась его история несколько лет назад (помните, «планшетник Чубайса»?) с целью облегчить школьный портфель. Разработанный совместно с полиграфическими издательствами на основе печатных учебников ЭУ дополняет их и значительно расширяет возможности обучения.


Электронному учебнику — ДА!


Расширить возможности обучения по электронному учебнику удается благодаря его «архитектуре», как говорят разработчики. В обязанность ему вменяются следующие функции:


  • предъявление учебного материала (функция бумажного предка);
  • возможность проведения практических занятий (опыты, лабораторные работы, исследования и т. д.);
  • самоконтроль и самоаттестация.


То есть работа, которую раньше ребенок мог осуществлять только в школе (например, посмотреть, как выглядит луковая шелуха под микроскопом), будет доступна ему и дома, и где угодно при наличии переносного устройства. Если малыш сомневается в правильности выполнения задания или не может справиться с ним, а родители (как это часто сегодня бывает) затрудняются помочь, ему в помощь — огромное количество толкований, объяснений и предъявлений учебного материала, помогающих сориентироваться, уяснить непонятное и проверить себя. 


Мультимедийный учебник представляет учебный материал при помощи гипертекста, графических изображений, анимации, аудио- и видеоматериалов. Ребенок получает возможность по огромному количеству активных ссылок обращаться к разным достоверным (в отличие от самостоятельного поиска в сети) источникам и текстам, увидеть или услышать то, о чем идет речь: как звучат валторны в оркестре, как автор читает свое стихотворение, как выглядит поверхность луны, охотится сова, плавится сталь, выпекается хлеб и т. д. При этом многое малыш может сделать самостоятельно, одновременно осуществляя самоконтроль на разных этапах работы. Например, виртуально выпечь тот же хлеб, соблюдая технологию и последовательность.


Электронному учебнику   НЕТ


Исключает ли могущество мультимедийного учебника использование старого доброго букваря и других школьных книг? Как говорит московский министр образования: «Я рано надеюсь, а вы рано волнуетесь». Существует огромное количество причин, по которым не стоит выбрасывать бумажные учебники на свалку истории образования.


Во-первых, еще нет методической базы и подготовленных для обучения по новым образовательным технологиям учителей.


Во-вторых, своего слова еще не сказали педиатры, психологи и другие специалисты. Уже сейчас очевидно, что требования САНПиН, касающиеся использования ребенком компьютера, идут вразрез с реальностью.


В-третьих, несмотря на то, что цена электронного учебника не будет существенно отличаться от печатного, а в школах его также планируется выдавать бесплатно, устройство, на котором его можно использовать, стоит денег. А уровень доходов московских семей, как известно, очень разный. Значит, один ребенок будет иметь постоянный доступ к этому ресурсу, потому что у него есть планшет. Другой — только дома, потому что у него только стационарный компьютер (и то не всегда, потому что он один на всю семью). А третий и вовсе будет учиться по старинке, потому что в доме компьютера нет — есть и такие семьи в Москве. Это обстоятельство затрудняет организацию массового обучения с использованием мультимедийного учебника.


В-четвертых, дети есть дети. На их развитие научно-технический прогресс радикально не влияет. Они во все времена роняют книжки, забывают и теряют их, проливают на них чай, катаются с горы на портфеле, полном учебников. Представить в этой роли более-менее качественный (если мы не хотим навредить здоровью школьника), а значит, не дешевый планшет затруднительно. Уверения об экономической доступности нового гаджета в этом контексте кажутся смешными.


В-пятых, непонятен механизм поставки контента. Ведь достаточно ему оказаться на одном планшете, через несколько часов он может появится на сотне других. Уж что-что, а пиратство у нас поставлено на поток.


Наконец, учитывая скорость, с которой развиваются современные технологии, тяжело представить себе школьника, который будет эффективно учиться при помощи устройства, выпущенного 3—5 лет назад. А между тем печатная книга уже более 5 столетий не утрачивает свою актуальность.


Вывод очевиден: опасения по поводу очередной научно-технической революции в школе преждевременны. К электронному учебнику пока стоит относиться как к инновационному дополнению к традиционному печатному. Именно в этой роли он наиболее полно способен продемонстрировать свои широкие образовательные возможности. А чтобы школьный портфель сегодня стал легче, пожалуй, лучше и экономически выгоднее все-таки иметь второй (лежащий в школе) комплект старых добрых книг.  



 

В регионах не отстают от продвинутой столицы. В новом учебном году в общеобразовательных школах Челябинской области планируют запустить пилотный проект по использованию самых модных в мире планшетных компьютеров Apple в образовательном процессе. Для того, чтобы разработать учебный контент для iPad, будет заключен договор с одним крупным издательством, а в список экспериментальных школ войдут как городские, так и сельские учебные заведения.



Текст: Анастасия Кузнецова 



Назад в раздел
Подписка ПР