Для школы или для колонии?

Для школы или для колонии?



Для кого написан приказ о привлечении учащихся к дисциплинарной ответственности?


Новый закон об образовании, несмотря на «народность» и открытое обсуждение, все равно подвергается шквалу критики. Мы попросили Людмилу Мясникову прокомментировать его, пояснив родителям, что «грозит» их детям. А что его комментировать? Его уже и обсуждали, и комментировали, теперь он – свершившийся факт. Гораздо важнее, считает председатель Экспертного совета родительской общественности Людмила Мясникова, следить за проектами приказов и правовых актов, которыми может обрасти и так далеко не идеальный новый закон. И привела в пример работу ЭКС с проектом одного очень интересного документа.


Минобрнауки предложило способ избавиться от неугодных


В законе об образовании есть положение о конфликтной комиссии. Она задумана для урегулирования споров между участниками образовательных отношений. Ссылаясь на него, группа активных нормотворцев предложила проект приказа о привлечении учащихся к дисциплинарной ответственности. Вкратце, его смысл состоит в том, чтобы школа имела возможность избавиться от нарушителей ее спокойствия. Сейчас у нее такой законной возможности нет. Конечно, все мы понимаем, что порой попадаются в классах экземпляры, которые не дают ни учить, ни учиться. Часто это дети, родителям которых нет дела до учебы и поведения своих чад. Да, нужны инструменты воздействия в таких ситуациях, и они существуют. Но очень сомнительно, что проект, о котором идет речь, из их ряда. Вот выдержки из документа:


«К учащемуся, совершившему дисциплинарный проступок, могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:


  • замечание;
  • выговор;
  • отчисление из организации, осуществляющей общеобразовательную деятельность».


Последний пункт вообще без комментариев: он, по сути, антиконституционен.


За что казнить нельзя помиловать


«Грубым дисциплинарным проступком считается:

  • неоднократные дисциплинарные проступки;
  • появление на территории образовательной организации в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • совершение на территории образовательной организации действия попадающего под уголовную или административную ответственность;
  • аморальный проступок, совершенный учащимся по месту учебы, связанный с исполнением им своих обязанностей;
  • оказание негативного влияния учащимся на других участников образовательного процесса, при нарушении прав, свобод и законных интересов других учащихся и сотрудников образовательной организации;
  • неосвоение в установленные сроки образовательной программы, невыполнение учебного плана;
  • установление Комиссией нарушения учащимся дисциплинарных требований, повлекших за собой тяжкие последствия».


Из семи пунктов конкретны только три: алкоголь-наркотики, действия, попадающие под уголовную ответственность, и тяжкие последствия. Но остальные создают огромные возможности для трактовки! Тем более что – обратите внимание! - к нарушениям дисциплины приравниваются неуспешность детей в учёбе и невыполнение учебного плана. А уж такие расплывчатые формулировки как «оказание негативного влияния учащимся на других участников образовательного процесса, при нарушении прав, свобод и законных интересов других учащихся и сотрудников образовательной организации» вызывают как минимум недоумение хотя бы своей не нормативностью.


А судьи кто?


Утверждение бюрократических процедур (введение специальных учётов нарушений дисциплины, отчётности о грубых и негрубых нарушениях, установление сроков реагирования), по мнению родителей-экспертов, станет способом оценки деятельности школы, что неизбежно повлечет за собой случаи сокрытия серьёзных проступков и правонарушений.


По существу комиссии по спорным вопросам наделяютсяфункциями расследования и фиксирования проступков детей, ведения делопроизводства по вопросам дисциплины, что превращает их в правоохранительные органы. Многие пункты проекта, можно сказать, копируют положения о дисциплинарных комиссиях в колониях (!) для несовершеннолетних.


Родители-эксперты настаивают: новая комиссия не является органом управления и не может выносить замечания, выговоры и другие взыскания учащимся! А также оценивать действия, подпадающие под уголовную или административную ответственность, степень тяжести последствий проступков. Для этого есть полицейские и судебные органы, комиссии по делам несовершеннолетних, директора образовательных организаций, их заместители, классные руководители, которые непосредственно занимаются этими вопросами. Должностные лица школ имеют все необходимые права на дисциплинарное и педагогическое воздействие. В образовательных учреждениях есть уставы и положения, в которых определяются порядок и меры реагирования на нарушения.


Выходит, что Минобрнауки своим проектом приказа констатирует провал всей детской политики и заявляет о недоверии действующим органам государственного управления и управления образованием?


Вон из школы! Что дальше?


Проект приказа не соответствует современным психолого-педагогическим теориям, не решает задачи укрепления дисциплины, повышения познавательной активности и качества образования. Более того, он не развивает, а разрушает сложившиеся и действующие в большинстве учебных заведений образовательную среду, систему анализа и оценки состояния дисциплины среди учащихся, а также психолого-педагогического воздействия на нарушителей порядка и привлечения их к ответственности. Под сомнение ставятся такие зарекомендовавшие себя формы работы, как комиссии по профилактике правонарушений, психолого-медико-педагогические комиссии, обмундсмены, службы примирения...


В центр борьбы за укрепление порядка и дисциплины в школах вместо профилактики и индивидуального подхода предлагается поставить жёсткие меры дисциплинарной ответственности. Речь идёт не об умной организации образовательно-воспитательного процесса, а о неэффективных бюрократических действиях, последствия которых непредсказуемы..


Ну, а теперь, главная информация для родителей. Данный проект размещен в открытом доступе на сайте Минобрнауки. Конечно, родители вольны говорить, дескать, от нас ничего не зависит, мы ничего решаем. Но это - безответственная позиция, равно как размахивание шапками после того, как «плохой» закон уже вступил в силу. Принять участие в обсуждении и высказать свою точку зрения может каждый! И, как считают «Первоклассные родители», должен.


Городской экспертно-консультативный совет родительской общественности уже изложил свое отношение к приказу о привлечении учащихся к дисциплинарной ответственности в письме, которое направлено в Министерство образования и науки. Ответ экспертов-родителей был полностью поддержан в Департаменте образования. У руководителя ведомства возник только один вопрос: почему так мягко?    


Текст: Анастасия Кузнецова 



Назад в раздел

Подписка ПР