Место и время встречи изменить нельзя

Место и время встречи изменить нельзя


Каждую первую субботу месяца, в 11 часов утра, в доме учителя представители департамента образования встречаются с родителями, чтобы отвечать на их вопросы.


новая школа – это еще и новое, как к полноправным участникам образовательного процесса, отношение к родителям. Этот тезис не только рефреном звучал во время встречи первых лиц столичного образования и авторов новых стандартов с мамами и папами учеников начальной школы, он буквально витал в стенах Московского городского психолого-педагогического университета, принимавшего у себя участников родительского собрания «Наша новая начальная школа».


В фойе университета каждому родителю был предложен пакет справочных материалов, в том числе ответы на психологические вопросы пап и мам – читателей нашего журнала (интервью с психологами читайте на стр. 36) Для обсуждения частных ситуаций, касающихся развития и обучения дошколят и младших школьников, были организованы столы индивидуальных консультаций разных специалистов. Представители Департамента образования во главе с его руководителем Исааком Иосифовичем Калиной демонстрировали полную открытость и доступность для диалога, отвечая на все вопросы, которые в течение встречи родители передавали в записках.


Несмотря на внушительное количество, остроту и проблемный характер некоторых из них, ответы были подробными и откровенными. Если требовала ситуация, незамедлительно давалось поручение разобраться и помочь в решении конкретных проблем. Однако по ходу мероприятия глава столичного Департамента образования несколько раз подчеркивал: цель подобных встреч – не только дать мамам и папам интересующую их информацию, но и посоветоваться с ними, получить пищу для размышления и принятия коллегиальных решений. Родитель ученика «новой» школы должен ощущать себя не пассивным потребителем, а равноправным партнером.


  ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД?

1) Хочешь быть самостоятельным? Будь! Интересуешься? Спрашивай! Я как учитель поощряю ребенка к тому, чтобы он задавал вопросы мне, окружающим людям, искал знания во всех доступных источниках информации. Но малыш должен точно понимать, чего от него ждут, чтобы он потом мог проанализировать, что у него получилось, а над чем еще нужно поработать. Главное, что я хочу донести до детей – человеку очень важно уметь ставить перед собой цель, намечать способы ее достижения, а потом соотносить результат с целью. Каждый ребенок наделен собственным потенциалом, а раскрыться он может только через деятельность, при условии что она была успешной! Тогда малыш почувствует свою значимость, сможет собой гордиться и, окрыленный, будет стремиться к дальнейшему развитию личности.

Из выступления учителя начальных классов средней общеобразовательной школы № 1259 С.Ю. Соловьевой.



Чем новый стандарт отличается от того, по которому учились мы?


Виталий Владимирович Рубцов, ректор Московского городского психолого-педагогического университета: 
Самое главное отличие – ориентация на деятельность детей и взрослых, внимание к тому, что делает ребенок для того, чтобы получить знания. Умение учиться является основной компетенцией, которая отличает современного ребенка от ученика «старой» школы, которую мы сейчас пытаемся изменить. Очень важно поставить ребенка в такие условия, чтобы он искал способы и необходимые знания для решения задач, осознавал и понимал, какие умения нужны ему для выполнения тех или иных действий. Если раньше школа упражняла детей в получении результата: ты должен выучить то-то, уметь то-то, знать столько-то – то «новая» школа должна создавать условия, чтобы ученики пытались понять и найти те способы, которыми можно знания и умения получить. В этом принципиальное отличие.


  ПОЖАЛУЙСТА, ВЕРЬТЕ В СВОИХ ДЕТЕЙ!

Когда я слышу, что родитель рыщет (не хочу даже подбирать другое слово) по всему городу и хочет найти школу-панацею, которая переделает его ребенка, то удивляюсь: как же можно так плохо о себе думать? Вы родили замечательных детей, вы – замечательная семья, нет и не может быть по определению школы, которая окажет на ребенка большее влияние, чем вы! Верьте в способности своих детей, которые они получили от вас, которые вы помогаете им развивать, гораздо больше, чем в способности какой-то мифической школы переделать вашего малыша. Уважайте себяи своего ребенка!

Из выступления руководителя Департамента образования Москвы И.И. Калины.



Насколько педагоги готовы к преподаванию по новому стандарту? Мы, родители, считаем, что учителей, способных сегодня работать по этой системе, очень мало.


Наталия Сергеевна Шерри, заместитель руководителя Департамента образования: 
Очень серьезный вопрос. Педагогов, готовых к этой системе, сегодня много быть по определению не может. Они еще вчера жили и работали по-другому. Условия, которые сегодня созданы, должны дать возможность любому педагогу в любой момент получить необходимую консультацию, обучиться на курсах, поработать со своими коллегами. Мы стараемся облегчить для учителя достаточно непростую психологическую и обучающую ситуацию. У нас тысячи педагогов находятся на обучении. В каждом районе города мы подготовили площадки для стажировки – это первые пилотные 186 школ, которые перешли на стандарт в прошлом учебном году. Кроме того, есть два очень активных интернет-портала, на которых работают, общаются и обмениваются опытом порядка 75 000 учителей и родителей. Кроме того, Правительство Москвы организовало образовательную среду в самих учреждениях – закуплены необходимые инструменты для учителя, благодаря которым ему будет проще работать по новым стандартам. Только в прошлом году на оборудование школ выделено 2,5 млрд рублей, в этом – сумма будет не меньшей. Теперь в классе есть все необходимое: цифровые лаборатории, опытные методические материалы для совместных исследований и многое другое – для того чтобы из учителя, который знания вкладывает, педагог преобразился в управляющего тьютора, помогающего знания приобретать. Условия созданы. Кто-то справляется, кто-то не очень. Нужно отметить, что поток молодых заинтересованных учителей, способных работать по-новому, значительно увеличился.


Предполагается ли с введением ФГОС для начальной школы увеличение количества педагогических работников, методистов, психологов? Увеличилась ли учебная нагрузка на ребенка с введением новой системы обучения?


Наталия Сергеевна Шерри, заместитель руководителя Департамента образования: 
Конечно, никакого увеличения нагрузки на ребенка не предполагается, более того, она снижается за счет новых видов деятельности. Что касается педагогов, психологов и методистов, то, откровенно говоря, в увеличении их количества нет никакой необходимости. Новый ФГОС стал неким локомотивом для переустройства системы, в том числе служб методического и психологического сопровождения, которые есть в Москве и которые должны быть сегодня более мощными и эффективными. Но это не предполагает увеличения численности работающих в них специалистов.


В условиях обучения по новому стандарту предусмотрена ли помощь для детей мигрантов?


Наталия Сергеевна Шерри, заместитель руководителя Департамента образования: 
Вы знаете, для школы нет ребенка мигранта или ребенка не мигранта. Для школы есть УЧЕНИК. И поверьте, что каждый – со своими проблемами и индивидуальными особенностями. Каждый! Когда мы берем ребенка в первый класс, и в прошлые годы, и сегодня, мы видим, что один малыш умеет читать хорошо, другой – неправильно научен читать, не по слогам, а по буквам, третий – с серьезной логопедической проблемой, четвертый ребенок – с социальной и педагогической запущенностью, а для пятого русский язык – не родной, он не очень хорошо его знает или не знает вообще. РЕБЕНОК приходит со своей проблемой, и задача учителя – найти способ ее решить. Каждому малышу нужна дополнительная помощь, и школа должна ее обеспечить. Одному требуется логопедическая помощь, другому – психологическая, третьему – по развитию физических возможностей, а четвертому – по индивидуальному изучению русского языка и культурных традиций страны. Сегодня почти 28 000 детей мигрантов уже интегрированы в существующую образовательную среду. И вы знаете, многие из них очень успешны.


Разъясните, пожалуйста, как соотносится системно-деятельностный подход с такой формой итоговой аттестации, как ЕГЭ.



Виталий Владимирович Рубцов, ректор Московского городского психолого-педагогического университета: 
Деятельностный подход – это принцип нового стандарта. ЕГЭ совершенно определенно отвечает на вопрос: соответствует ли уровень выпускника тем или иным требованиям. Если вы задаете вопрос: измеряет ли что-то ЕГЭ? Мой ответ: да, соответствие уровня знаний требованиям. А если вы хотите узнать, каким образом измеряется развитие, то для этого разрабатываются специальные системы изучения метапредметных компетенций и образовательно-личностных результатов, которые показывают, как происходит развитие ваших детей. В вопросе перепутаны две вещи: оценка знаний с помощью такого инструмента, как ЕГЭ, и оценка развития, которое происходит в процессе обучения.


Вопрос об оценке развития и образовательно-личностных результатов. Что такое регистр качества, как он соотносится с ФГОС и чем полезен родителям?


Алексей Иванович Рытов, директор Московского центра качества образования: 
Регистр качества – это огромная информационно-аналитическая система, в которой собраны все возможные показатели ребенка: результаты ЕГЭ, ГИА, различных диагностических исследований и работ. Информация стекается в систему из школы (если она по своему желанию участвует в регистре и использует весь его потенциал) от учителей, психологов по всем предметам и видам деятельности ученика. Первое, что показывает регистр и чем он может быть полезен для родителей (и конечно, учителей), – динамику достижений ребенка. Регистр приводит в соответствие систему оценивания и помогает снизить контрольно-проверочную нагрузку на учителей. Он абсолютно прозрачен и беспристрастен. Он дает возможность увидеть, где и на каком этапе у конкретного ученика были «провалы», позволяет проанализировать почему. Как он связан со ФГОС? Сейчас регистр тесно связан с преемственностью дошкольного и начального школьного образования. Разработаны диагностические карты ребенка в соответствии с теми компетенциями, которые сегодня являются приоритетными в образовании и лежат в основе ФГОС для начальной школы. Идея заключается в том, чтобы каждый родитель в Москве понимал: в какую бы школу он ни отдал своего ребенка, подходы к оценке его развития будут объективными, везде одинаковыми, не зависящими от Марии Ивановны или Петра Сергеевича.

Школы знают, по каким параметрам они работают, и могут, увидев в регистре диагностическую карту ребенка, сделать выводы о соответствии программы обучения индивидуальности конкретного ученика. Сейчас мы активно работаем с психологами над тем, чтобы эти карты прошли экспертное заключение на соответствие требованиям ФГОС. Ребенок приходит в школу, а педагоги уже видят, какой он, этот малыш, и какая программа ему больше подходит. И это будет не ситуативный вывод, а результат наблюдений и анализа достижений крохи в течение нескольких дошкольных лет. На этом фоне проблема подготовки к школе видится уже по-другому! Есть сумма знаний, а есть объективная картина развития ребенка – разные вещи! Поэтому в саду нужно играть и развивать. А не таскать дитя по курсам и занятиям, не давая возможности сформироваться значительно более важным качествам и компетенциям! У детского сада и начальной школы свои, отличные друг от друга, задачи. Не нужно их путать и «спускать вниз». Регистр качества, который сейчас развивается и объединяется с базами департамента, в очень скором времени даст возможность каждому ребенку обучаться в той школе и по той программе, которая максимально соответствует объективно оцененным возможностям и способностям, исключив субъективизм родителей, учителей и так называемых «престижных» школ.



Расскажите, пожалуйста, от кого зависит принятие решения о продолжительности учебной недели. Одинаково ли финансируются пятидневка и шестидневка, есть ли связь между специализацией школы (углубленным изучением предметов) и количеством учебных дней?


Наталия Сергеевна Шерри, заместитель руководителя Департамента образования: 
Пятидневка или шестидневка – это вопрос договоренности родительского коллектива с педагогическим. Как, кстати говоря, и программа, по которой дети будут учиться. И решается он в каждой школе индивидуально на переговорной площадке.


Санитарными нормами установлена часовая нагрузка на ребенка в день. Если школа с углубленным изучением, у нее получается увеличение нагрузки на ребенка, соответственно, растягиваются дни. Если шестидневка категорически не устраивает родителей, значит, отказываемся от углубления, или делаем это только для желающих в системе дополнительного образования, или еще находим какие-то формы и варианты. Договориться обо всем можно. Сегодня пятидневная и шестидневная неделя по-разному финансируются. Если мы сделаем одинаковое финансирование, то у школы не будет интереса растягивать неделю. С одной стороны, это правильно, но, с другой стороны, еще раз говорю: это – предмет договоренности, мы не вправе исключить родителей при принятии такого решения. Департамент образования все пожелания, замечания родителей по этому поводу учтет и, когда будет рассматриваться финансирование на следующий год, обязательно примет их во внимание.



Как может ребенок-первоклассник самостоятельно сделать на уроке бейджик, если он не умеет писать и работать на компьютере?


Елена Игоревна Булин-Соколова, директор Центра информационных технологий и учебного оборудования: 
В первые дни в школе дети включаются в проект «Знакомство». Важно дать возможность каждому малышу сказать что-то о себе, кроме того, как его зовут: кто он, чем любит заниматься, чему хочет научиться, чего боится… В рамках этого проекта на одном из уроков дети делают свои бейджики. Кто-то вспоминает, а кто-то (кто не умеет читать) узнает с помощью учителя буквы, из которых складывается его имя и фамилия. Учитель сообщает, что имена и фамилии пишутся с большой буквы, ребенок находит на клавиатуре соответствующие клавиши и набирает свое имя. Учитель тут же распечатывает карточки, которые вставляются в бейджик. Вот так выглядит этот проект. Если малыш никогда не работал на компьютере, никакой трудности в том, чтобы найти буквы своего имени вместе с учителем, для него нет. В течение урока с этим справляются все, а потом делают вывод о том, как хорошо уметь читать. Можно прочитать, что эту девочку зовут Маша, а этот человек называется «директор». От родителей поступило предложение провести собрание, полностью посвященное вопросам использования информационных технологий в начальной школе. Читатели «ПР» уже сейчас имеют возможность получить подробную информацию по этой теме, что называется, из первых уст (см. стр. 20).


Тем, кто учится сегодня во втором-третьем классе, сегодня очень обидно. Теперь первоклассникам все, а нашим детям – ничего?


Наталия Сергеевна Шерри, заместитель руководителя Департамента образования: 
Знаете, что мы наблюдаем в наших пилотных школах, которые уже второй год в работе по стандартам? Там старшая школа стала спускаться в начальную! Теперь учителя «началки» находятся в совершенно другом статусе. К тем, кто обучился и успешно работает по новой системе, приходят учиться педагоги старших классов начальной и основной школы. То есть ситуация меняется. Те учителя, которые сейчас работают во вторых и третьих классах, вносят элементы новой педагогики и используют новые технологии в своей работе. Многое, конечно, зависит от личности и желания педагога, но вся школа, так или иначе, включается в этот процесс. 


Как часто будут проходить подобные встречи для родителей и как будет определяться тема?


Исаак Иосифович Калина, руководитель Департамента образования Москвы: 
Мы договорились, что департамент готов встречаться с родителями города каждую первую субботу месяца, в 11 часов утра, в Доме учителя. Место встречи изменить нельзя, время изменить нельзя, а вот содержание – заказывайте! Пишите на сайт департамента (www.educom.ru), в раздел «Обращение граждан», предлагайте тематику, а мы будем готовить специалистов, которые станут вам полезны. О планирующейся встрече можно будет узнать в разделе «Официальная информация» на первой странице сайта. Но имейте в виду, что есть регистрация на встречу и сроки подачи вопросов. Если вопрос поступит за три дня, мы не успеем подготовиться и собрать тех, кто будет на него отвечать. Вопросы должны быть поданы не позднее, чем за две недели, а регистрация должна заканчиваться за три дня до проведения мероприятия. И не воспринимайте свое участие как потребительское – пришли и что-то получили. Вы пришли и очень много дали! Потому что все ваши вопросы – это сигнал и повод к принятию важных решений на уровне системы образования города.


  АЛЬТЕРНАТИВА СОЦСЕТЯМ

У нас в школе есть образовательное интернет-пространство, в котором дети выкладывают свои снимки или описание интересных событий, могут общаться друг с другом, с учителями и родителями, которые очень активно к нам подключаются. Для них мы открыли форумы, на которых родители могут общаться и друг с другом, и с директором, и с учителем, и с детьми. Образовательное интернет-пространство – это альтернатива социальным сетям, о которых сейчас очень много говорят. Это безопасное и полезное виртуальное общение.

Из выступления учителя начальных классов средней общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка № 1297 И.Ю. Шлома.



Назад в раздел
Подписка ПР