Большой брат следит за тобой!

Большой брат следит за тобой!


Традиционная встреча главы и сотрудников Департамента образования с родителями, проходившая под девизом «От новых инструментов к новым возможностям», состоялась в одной из «упакованных» по последнему слову техники московских школ. В фойе была организована соответствующая выставка школьных гаджетов, знакомясь с которыми, многие родители выглядели растерянными. «До чего дошел прогресс!? До невиданных чудес!» – читалось на обескураженных лицах некоторых из них. Но, окажись на их месте дети, они наверняка воскликнули бы: «Круто!» 

b_brat1.jpgПользы для, здоровья ради

Руководитель Департамента информационных технологий Артем Ермолаев знакомил пришедших на родительское собрание с электронными устройствами, которые уже служат и будут внедряться в школьную жизнь в ближайшее время. Среди них были уже никого не удивляющие макбуки, интерактивные доски, электронные дневник и журнал, прочие полезности. Имелись и новинки. Единая городская система безопасности, которая включает в себя оборудование всех московских школ видеокамерами, должна заработать в полную силу уже в

I квартале 2013 года. Как минимум камер будет четыре по периметру, максимум – в школьных коридорах, на «черном» выходе из пищеблока и (желательно) над местом непосредственного приготовления пищи. Они выводятся на охрану и ГУВД, где осуществляется постоянное наблюдение за всей территорией школы. Информация записывается и хранится в течение 14 дней. Прямое отношение к системе безопасности имеет и электронный проход в школу по специальной ученической карте.

В экспериментальном режиме так уже работают многие школы на юго-западе Москвы. Ребенок, переступивший порог альма-матер, автоматически учитывается как «присутствующий» или «вышедший за пределы зоны ответственности школы». Родителям отправляется на телефон соответствующая sms. Другая функция этой карты – исключение из обращения школьника наличных денег. Оплатить в буфете обед можно будет только «по безналу». Цель тотального контроля над ребенком – его безопасность и спокойный сон родителей. Глава департамента Исаак Калина несколько раз настойчиво подчеркнул, что данные инструменты предназначены не для слежки за тем, что делают ученики ежесекундно, а для обеспечения их безопасности в самом широком смысле этого слова. Главное, чтобы все субъекты образовательного процесса (и учителя, и родители, и дети) это адекватно воспринимали.   

ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ

Городские родительские встречи с главой и сотрудниками Департамента образования проходят ежемесячно. Тема выбирается согласно большинству запросов на сайте ДО (http://www.educom.ru) и размещается в разделе «Официальная информация» на главной странице с ссылкой на регистрацию участников. Зарегистрироваться (не позднее чем за 2 дня) и принять участие в собрании может каждый желающий. Все встречи транслируются online на сайте ДО, там же их можно посмотреть в записи.

Дни бумажных учебников сочтены

Электронный учебник – это не просто копия школьной книжки, которая меньше весит и экономит место в портфеле, а принципиально новый и могучий с точки зрения познавательных возможностей инструмент. Он решает сразу три задачи: информационную (как и его бумажный предок), практическую, развивающую самоконтроль. Вряд ли стоит сейчас его описывать, доказывая родителям, что это не очередной техногенный монстр. Преимущества электронного учебника очевидны, как и в случае с другими образовательными информационными технологиями: соответствие современному миру и восприятию детей, существенная экономия учебного времени и оптимизация затрат, расширение обучающих и познавательных возможностей, индивидуализация обучения. Недостатки (в том числе и диалектического толка) тоже налицо: разрыв с традициями, неоднозначное (в смысле неизвестное нам) воздействие на здоровье и развитие школьников, снижение интенсивности межличностного взаимодействия с учителем и т. д.

Когда эти учебники будут введены в массовое использование? Как только детские врачи, психологи и контролирующие образование органы вынесут резолюцию о том, что они не вредны и разработают правила пользования ими, сказал Исаак Калина. Но понятно, что школа будет двигаться в этом направлении, потому что в этом направлении движется общество (и наши дети прежде всего).   

ГЛУШИ СИГНАЛ!

Многие родители озабочены обеспечением свободного выхода в сеть по технологии wi-fi. Представители департамента, комментируя опасения родителей, подчеркивают, что «кнопка» подключения и выключения сигнала, транслирующего Интернет в здании школы, находится в руках директора. Поэтому и используется он только по усмотрению педагогического коллектива: в том объеме, который учителя считают целесообразным. Наложить регламент на время трансляции во власти Управляющего совета школы. Гораздо проще выключить устройство, когда оно есть, чем включить при возникшей необходимости, когда его вообще нет.

Кто мы: двигатель или тормоз?

Многие родители выступали категорично, покидали зал после своих пламенных речей, демонстрируя таким демаршем отношение к заявленной теме и происходящим процессам. Они говорили, что им отказывают в контакте с детьми, что они вынуждены осваивать новые технологии вместо того, чтобы беседовать глаза в глаза с учителем и собственным ребенком. Одна мамочка заявила, что не желает в будущем иметь невестку, которая умеет варить борщ исключительно виртуально (претензия к электронному учебнику, где на примере «варки борща» формируется навык самоконтроля и самоанализа) и не желает виртуальных внуков…

Руководитель Департамента образования отреагировал неожиданно: «Уход выступивших, – сказал он, – позиция, которая имеет право на внимание. Опасения скорости происходящих перемен – та психология, которая есть не только у родителей, но и у огромного количества учителей. И она будет сдерживать интенсивность внедрения новых образовательных технологий. С этой точки зрения сложится разумный баланс. Возьмем автомобиль в качестве примера движущейся системы. В нем всегда должен быть двигатель, который обеспечивает движение, и всегда должны быть тормоза, чтобы не заносило, куда не надо. Поэтому каждый в жизни выбирает роль. Кто-то работает двигателем, кто-то берет на себя роль тормозов и говорит: стоп, ты превысил скорость… Я думаю, что вы рано волнуетесь, а я рано надеюсь. Поэтому все происходит значительно медленнее, чем могло быть…

Цель наших собраний – договориться, что мы не стоим, а идем вперед, но вместе. Для этого важна любая позиция».  

…Одна из мам в самом конце встречи тихо и даже как-то недоуменно сказала: «Нас же никто не лишает права общаться с ребенком, встречать из школы, слышать его и видеть его глаза, речь же о другом… И это, пожалуй, вне времени и высоких технологий. Если есть близость и контакт с ребенком внутри семьи, то все новшества только на пользу. А озлобленный невниманием недолюбленный подросток и за периметром школы может отнять у первоклашки деньги, чтобы купить себе в ларьке сигарет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Назад в раздел
Подписка ПР