Родительский опыт

Дневник мамы первоклассницы

В этом году 1 сентября у одного из нас, «Первоклассных родителей», произошло серьезнейшее событие: ребенок пошел в первый класс. Мы всей редакцией переживали за Татьяну, давали ей всяческие советы, уговаривали не нервничать… А потом поняли, что вся эта наша психотерапия крайне неэффективна. Успокоить коллегу можно только одним способом — дать выговориться. Еще точнее, выписаться… Впрочем, не только для собственного успокоения, но и для пользы общего дела. Татьяна, профессиональный детский психолог и очень внимательная, нежная мама, может и заметить все нелады в первоклассном школьном королевстве, и высказать свои соображения по поводу того, как их устранить. Так родилась идея рубрики «Дневник мамы».


Запись№1 Первый в жизни школьный звонок. Ура!


«Первоклашка! Первоклассник! У тебя сегодня пра-а-а-здник…»


У меня вопрос: а спят ли первоклашки в ночь на 1 сентября?! Моя Наташка прибежала, словно по свистку, как только я включила эту детскую песенку: суетливая, возбужденная, торжественная. Все «какие-то там» режимные моменты, от умывания до завтрака, прошли как мгновение. Не о том думала сейчас моя Наташка! В ее голове крутилась, наверное, только одна мысль: сейчас мама наконец достанет форму из гардероба, и я превращусь (барабанная дробь) в настоящую школьницу!!! О, вожделенная школьная форма! Мечта всех первоклашек! Что может быть почетнее и наряднее, ну скажите мне? Одеваемся. Силы небесные! Красота неописуемая! Наташка с большим трудом сдерживает улыбку в два белоснежных зуба, а ее нос как-то совершенно самостоятельно задирается к самому потолку. Последний штрих – белые бантики на ретровские «качельки». Переглядываемся с папой, который уже при полном параде ожидает нас в дверях, с фотокамерой на шее и букетом цветов в руках… Думаем об одном и том же: вот и доросла наша Наташка до первоклашки! Эх! (с грустью и радостью).


Идем в школу.


Навстречу – взрослые, красивые, раскрепощенные старшеклассники и такие же, как наша дочка, робкие первоклашки. Наташка засматривается на всех сразу. Спотыкается, но не падает – уже по статусу не положено, – а, наоборот, прибавляет шаг. Влажная и холодная Наташкина ладошка сильно сжимает мою. Ребенок жмурится от предвкушения! Папа делает снимок.


Ура! Первый звонок! Всех приглашают в класс.


«Малявочки» теряются в прямом и переносном смысле слова. Садятся по трое за парту. Достают свои тетрадки, карандаши, альбомы, линейки – словом, все, что с таким старанием собирали в портфель за неделю до 1 сентября. Будто по команде, едва сев за парту, складывают руки, как учили в саду и как, в их понимании, должны сидеть настоящие школьники. А потом… их прорывает:


– А с кем мне садиться-а-а?

– А куда девать рюкза-а-а-к?

– МА-МА-А-А-А! Ты меня подождешь?

– Я хочу в туале-ет!

– А я чита-а-ть не умею!

– А когда нам дадут подарки-и-и?


Опытная учительница ловко решает все проблемы, и приглашает первоклассников отправиться в Страну знаний. А мы, родители, стоим и смеемся: надели на вчерашних дошколят форму и назвали учениками.


Запись №2

Первый в жизни учебный месяц. Вопросы…


Прошел сентябрь. Даже не прошел – пролетел. Наши первоклашки постепенно становятся школьниками, но все чаще вспоминают детский сад. Наступило осознание, что туда обратной дороги нет! Каким показался нам сентябрь? Суетным. Непонятным. Можно сказать, демоверсией. Ощущение такое, что руководству учебного заведения не хватило времени разработать концепцию пребывания детей в школе. Это касается и расписания, претерпевающего изменения весь месяц, и организации способа питания, и работы так называемой группы продленного дня. Как к этому относиться? Лучше спокойно! Я вовремя вспомнила, что идеального не существует, и не стала торопиться с выводами. Москва, как говорится, не сразу строилась. Но поделиться своими наблюдениями все-таки хочу.


Наблюдение №1


Вопрос о внеурочной деятельности – самый популярный у родителей всех первоклассников.Она предусмотрена новым государственным образовательным стандартом для «началки», о котором все много слышали, но мало что поняли. Включая самих учителей. Нам объяснили, что внеурочная деятельность ведется по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное. Она осуществляется после основных уроков и является обязательной. Естественно, это заявление вызвало волну родительского негодования, ведь практически все дети посещают кружки и секции вне школы. Спустя неделю внесли поправку: в случае посещения секций и кружков вне школы ребенок должен иметь документ, подтверждающий этот факт. Получается, что внеурочная деятельность как минимум для 50% учащихся обязательной быть в принципе не может?


Я решила действовать, исходя из возможностей. У Наташи два дня в неделю свободны от кружков. В эти дни она стала посещать внеурочные занятия и даже просить меня, чтобы я оставляла ее в школе чаще – понравилось! И тогда я задумалась: можно ли организовать учебный процесс так, чтобы рабочий день детей не был таким «рваным», а внеурочная деятельность как бы вклинивалась в учебный процесс, являясь его частью? Ведь сейчас первое внеурочное занятие начинается в 12 часов дня, а второе – только в 15 часов!!! Это НЕУДОБНО! Раз внеурочной деятельности придается такое значение, ее организация должна быть продумана до мелочей!


Наблюдение №2


Звонок на первый урок звенит в 8 часов утра, и кто сказал, что это неправильно?!


Дети должны находиться за партой в 7:50. Каждое утро в классе начинается с неистового плача некоторых малышей. Совсем как в ясельной группе, они не могут оторваться от родителей. Учительница, пытаясь их успокоить, неизбежно теряет 10–15 минут от урока. Помимо плачущих каждый день бывают опоздавшие, в конечном итоге тоже плачущие. И одна из причин утренних слез – элементарное недосыпание! Так и хочется вспомнить былые времена, когда все дети страны ходили в школу к 8:30. Лучше не придумаешь! Многие школы до сих пор работают по этой системе. До сегодняшнего момента я не задумывалась, какое значение в жизни ребенка могут иметь какие-то 30 минут! Детям не хватает тридцати минут сна!!! Руководство учебного заведения объясняет данное решение тем, что нашим детям посчастливилось учиться не в обычной школе, а в ГИМНАЗИИ. Как говорится, без комментариев, разве что вывод: первые по счету уроки в сентябре полноценными не являлись, что подтвердила и наша учительница. Считаю решение о начале учебной деятельности в 8:00 (по крайней мере, в начальной школе), неконструктивным и лишенным здравого смысла. Очень сочувствую учителям. Еще больше жалею детей. Они вынуждены досыпать на уроке, вместо того чтобы выспаться дома и прийти в хорошем настроении в школу.


Наблюдение №3


Что лучше для ребенка – пойти в первый класс в составе своей детсадовской группы или попасть в совершенно новый коллектив? Вопрос риторический.


Я уже много раз мысленно похвалила себя за то, что за год до школы договорилась с Наташкой, и мы поменяли коллектив. Она буквально неделю погрустила без своих прежних садовских друзей, но, как только у нее появились общие интересы с новыми детьми, ей стало спокойно, комфортно и весело. Разумеется, я не преследовала цель специально создать ребенку условия, благодаря которым она станет гибче и коммуникабельнее. Так сложились обстоятельства. Рекомендовать подобный вариант всем и каждому – неправильно. Все индивидуально. Для меня однозначно то, что идти в первый класс, минуя ступень детского сада, безумно сложно. Хотя бы годовой опыт социализации до поступления в школу облегчит период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения и социального взаимодействия.


Наблюдение №4


Просто удивительно, как можно, понимая всю ответственность миссии учителя – учить и учить учиться, «повесить» на педагога такую обязанность, как сбор денег за питание?!


Перед началом первого урока учитель в раздевалке просит родителей сдать деньги, по возможности без сдачи и, по возможности, быстрее, так как вот-вот начнется урок. Родители суют учителю купюры, которые нужно разменять, отсчитать сдачу, внести в список, взять подпись, ничего при этом не перепутав и не забыв. Учитывая, что все родители тоже спешат, путаницы не миновать. Кому-то сдачу отсчитали неверно, кто-то забыл подпись поставить, кто-то оставил впопыхах деньги своему ребенку, который тут же их потерял! В это время дети, находящиеся в классе без учителя, «стоят на ушах». А ответственность за их жизнь по-прежнему возложена на учителя, который в данный момент занят сбором денег! Атмосфера напряженная и недоброжелательная. Во взгляде многих родителей читается недовольство и недоверие. Звенит звонок на урок. Бедная учительница, раскрасневшаяся от волнения и напряжения, идет к детям, а в голове у нее единственный вопрос: правильно ли она отсчитала сдачу Ивановым, Петровым и Сидоровым? Я в недоумении: ну неужели в школе нет штатной единицы, скажем, секретаря, который осуществлял бы сбор денег? Зачем на УЧИТЕЛЯ начальных классов, который и без того работает в режиме «нон- стоп», возложена еще одна ответственность, не имеющая отношения к его профессиональным обязанностям? Ведь не дай бог, если в момент сбора денег что-то случится с детьми… Все, и в первую очередь руководство, призовут к ответу учителя!



Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 


Подписка ПР