Родительский опыт

Лечат время и любовь

«Знаешь, даже не предполагала, что так быстро к ней проникнусь…» Именно так в роддоме сказала мне про свою новорожденную дочь соседка по палате. Ее слова я вспомнила, когда везла домой сына. Из дома ребенка…


Дорога к дому


Сколько времени требуется малышам из учреждений для детей-сирот, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни? Как это происходит?.. Что должны знать и к чему быть готовы новоиспеченные мамы и папы? Чего не стоит пугаться?.. Эти и множество других вопросов возникнут потом. А сейчас…


Сейчас бумажная волокита позади, поиски сына или дочери закончены, волнения от первого знакомства улеглись… Решение принято. Наступил день, когда вы должны забрать ребенка из детского дома. Чтобы этот день запомнился вам, пускай немного нервным, сумбурным, но счастливым, стоит к нему подготовиться, учесть (читайте – предугадать) ряд нюансов в процессе сборов и путешествия домой.


Итак, по согласованию с администрацией детдома (управлением образования района, округа или области) вы определились со временем, когда приедете забрать малыша. И, оформив и подписав все документы, с нетерпением ждете встречи. Конечно, вы рассчитываете, что кроха кинется к вам с распростертыми объятиями и криком «Мама!» (как это было во время положенных визитов), но… Для вас не должно стать неожиданностью, если еще вчера мечтавшее уехать с вами чадо будет жаться к воспитателям и отказываться покидать «отчий дом».


 

СКАЗКИ ПРО МАРТУ

В России не так давно вышла в свет книга «Сказки про Марту». Это терапевтические сказки для приемных детей в помощь их родителям и специалистам. В книге две сказки: «Марта – Клад» (для детей от 3 до 6 лет) и «Марта – в музее» (от 5 до 9 лет). Дополнительным разделом в книге даны рекомендации психолога. Марта – веселый и шаловливый котенок. Ей все любопытно и интересно: 
строить замки из песка, играть в пиратов, прикасаться ко всему, что трогать запрещено. Иногда она так увлекается игрой, что теряет своих родителей. Но Марта не боится, потому что знает: мама и папа обязательно найдутся, ведь однажды они уже нашлись.

Сказки про Марту придумала замечательная писательница Дина Сабитова, лауреат премии «Заветная мечта». Эта книга адресована прежде всего детям, принятым в семью, и их родителям. Смысл ее в общем-то очень прост: не так важно, у кого ты родился; важно, что ты появился на свет и ты нужен своим маме и папе.


Проявите терпение. Ребенку просто страшно. Вместе с сотрудниками детского учреждения у вас наверняка получится сгладить этот момент.


Второй важный момент – само путешествие домой. Скорее всего, вы не поедете общественным транспортом (мы бы вам не рекомендовали это). В большинстве случаев (даже если вы забираете ребенка из другого города) новоиспеченные мама и папа предпочитают передвигаться на машине. Если вы посещали школу приемных родителей, то вас, наверное, предупредили, что ребенок может испугаться ехать на авто (как правило, до сих пор на таком транспорте его доставляли только на диспансеризацию или лечение в больницу) и закатить истерику. Лучший вариант – во время подготовительных встреч познакомить маленького человека с вашей машиной. Дать походить вокруг нее, посидеть в салоне, если сотрудники детдома разрешат – немного покатайте малыша. Приступ негатива может спровоцировать и желание родителей обезопасить кроху – посадить в детское автокресло. Если чадо наотрез отказывается в нем ехать – не настаивайте. Пристегните малыша взрослым ремнем или просто сядьте рядом с ним на заднем сиденье. Сотрудники ГИБДД, как правило, с пониманием относятся к подобной ситуации.


Если ребенку придется провести в машине продолжительное время, не забудьте запастись едой. Не нужно делать остановки, чтоб посетить пункты общественного питания, – это может напугать малыша.


 

ШКОЛЫ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ЦЕНТРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ В ОКРУГАХ

Центры

Адреса, электронная версия и почта

Телефон

«Западное Дегунино» (САО)

Весенняя ул., д. 20;
e-mail: [email protected]

Тел.: 8(499)707-46-15

«Нагатино-Садовники» (ЮАО)

Нагатинская наб., д. 27, к. 3;
e-mail: [email protected]

Тел.: 8(499)619-92-52(53)

«Кутузовский» (ЗАО)

Кутузовский пр., д. 14;
e-mail: [email protected]

Тел.: 8(499)243-60-29

«Медведково» (СВАО)

Ясный пр-д, д. 5Б;
e-mail: [email protected]

Тел.: 8(499)477-23-16;
8(495)477-21-94

«Гольяново» (ВАО)

Щелковское ш., д. 79, стр. 1

Тел.: 8(495)468-20-38

«Печатники» (ЮВАО)

Гурьянова ул., д. 55;
e-mail: [email protected]

Тел.: 8(495)353-01-53

«Южное Бутово» (ЮЗАО)

Старонародная ул., д. 2;
e-mail: [email protected]

Тел.: 8(495)712-59-00

«Благополучие» (СЗАО )

Пятницкое ш., д. 36;
e-mail:[email protected]

Тел.: 8(495)794-30-52

«Зеленоград» (ЗелАО)

Зеленоград, к. 1615;
e-mail: [email protected]

Тел.: 8(499)738-62-83;
8(499)733-02-01

Контакты других ШПР, в том числе негосударственных, можно найти на сайте: www.opekaweb.ru/page.php?id=223 

 

 



Помните, что он никогда не посещал подобного рода заведений. Просто припаркуйте машину и дайте ребенку поесть.


Ну и конечная точка путешествия: подъезд – квартира. В некоторых школах приемных родителей дают очень полезные, но, к сожалению, не совсем практичные советы: не пользоваться лифтом (а если вы живете на одиннадцатом этаже?), убрать из дома домашних животных (куда, собственно? И можно просто временно закрыть их в другой комнате) и лишних людей (например, маму, которая приехала подготовить все к приезду нового домочадца)… В общем, каждый случай вхождения нового члена семьи в дом очень индивидуален, тут вам придется ориентироваться, что называется, на местности.


Десять первых шагов к семье


 

«ПР»-СОВЕТ

Забирая ребенка из учреждения для детей-сирот, попросите воспитателей дать малышу с собой что-то, что ему здесь принадлежало, что-то, что он любил, что ему дорого: игрушку, подушку, пижаму… Поинтересуйтесь этим заранее: в большинстве детдомов все вещи подотчетные, их не могут просто отдать, но есть возможность обмена. Например, вы привезете с собой новую игрушку или кофточку – взамен

 



В первые дни и недели пребывания ребенка в семье вы можете столкнуться с некоторыми, кажущимися странными, особенностями его поведения. Дело в том, что почти во всех сиротских учреждениях применяется поточный метод воспитания (слишком много детей на небольшое количество персонала), подавляющий индивидуальность ребенка и вырабатывающий привычку к жестким нормам и правилам. Резкое изменение распорядка, расширение круга контактов, отрыв от привычной обстановки может спровоцировать беспокойство, расстройство сна, аппетита, моторики, неадекватные реакции на ваши действия и слова. Чтобы как можно быстрее преодолеть это состояние малыша, вы должны знать следующее.


1. У ребенка был жесткий режим, старайтесь его не сразу и не сильно менять. Выясните, какое расписание дня было для ЭТОГО малыша в ЭТОМ учреждении, как он реагировал на изменение режима. Если ему нравилось засыпать позже остальных, то пусть и у вас дома режим сместится, но, опять же, не очень сильно.


2. Выясните предпочтения ребенка в еде. Узнайте, в какое время дети питались, и поинтересуйтесь объемом блюд (сделайте себе памятку). Не настаивайте, если малыш будет отказываться от каких-то очень полезных на ваш взгляд продуктов (рыба, творог, фрукты, зелень). Не беспокойтесь: скорее всего, со временем он все это начнет есть. Не пугайтесь, если в первое время чадо будет поглощать пищу «как не в себя», набивать полный рот или плакать, если вы подберете упавшее яблоко и пойдете его мыть. Это вполне объяснимо… И тоже пройдет.


 

«ПР»-СОВЕТ

Хорошо, если, до того как вы повезете сына или дочь домой, у ребенка будет возможность увидеть квартиру, свою комнату, домочадцев, в том числе животных. Посещая чадо во время положенных плановых визитов (если нет возможности вместе с сотрудником дома ребенка привезти его в гости), покажите ему домашние фото или видео.

 



3. Не стоит вываливать на малыша горы новых игрушек. Они не обязательно вызовут у него бурю восторга, более того, непривычные могут и напугать.


4. Не перегружайте ребенка эмоциональными впечатлениями. Первое время ограничьте встречи с другими взрослыми и детьми. Гости и родственники вполне могут подождать неделю-другую, пока малыш немного адаптируется и почувствует себя в доме увереннее.


 

«ПР»-СОВЕТ

Постарайтесь приехать домой засветло, чтоб у крохи было время осмотреться. Если же вы прибыли в родные пенаты уже  глубокой ночью, не оставляйте ребенка одного в новой кроватке в пока еще чужой комнате, посидите с ним немного, а уходя из детской, не прикрывайте плотно дверь: пусть слышит тихие звуки, голоса, видит приглушенный свет..



5. Устраните новые для сына (дочери) резкие и громкие звуки, сильные запахи. Уберите из детской комнаты сильно пахнущие растения, косметические средства. Постарайтесь не злоупотреблять любимой туалетной водой.


6. С домашними животными будьте особенно аккуратны, постарайтесь, чтобы знакомство ребенка с ними произошло плавно и в доброжелательном ключе, при хорошем настроении всех участников процесса. Кроме того, учитывайте, что у малыша может быть аллергия.


7. Если маленькому человеку что-то особенно нравится в еде или удовольствиях, не старайтесь выдать все это сразу и в максимальных количествах. Принцип «один раз и до отвала» здесь не срабатывает, более того, может привести к серьезным расстройствам или аллергическим реакциям. Умеренность и постепенность в течение адаптационного периода гораздо важнее мер по компенсации обделенности ребенка в условиях детдома.


 

«ПР»-СОВЕТ

Может случиться так, что малыш, привезенный из дома ребенка, испугается, например, вашего папу (дедушку). Тут дело не в конкретном человеке, просто в детских учреждениях чаще всего работают женщины. Мужчины же непривычны для малыша. Бывает и наоборот: устав от обилия женщин, ребенок начинает отдавать предпочтение сильному полу.



8. Не спешите к увеличению познавательных нагрузок. Старайтесь не перегружать кроху. Пусть сначала именно в доме, в своей комнате он начнет себя чувствовать уверенно и защищенно. Максимум стабильности и минимум новизны – вот ваш девиз на первое время. Дальние прогулки, музеи, праздничные мероприятия – все вы еще успеете. Позвольте ребенку для начала сродниться с домом.


9. Не надейтесь, что малыш с первых же дней начнет выказывать положительную эмоциональную привязанность. При этом он, скорее всего, будет ярко проявлять беспокойство в ваше отсутствие.


10. Первое время старайтесь как можно чаще быть с чадом вместе. Говорите с ребенком о том, что ему интересно, внимательно выслушивайте все, чем он хочет с вами поделиться. При этом старайтесь резко не реагировать на страшные истории или нецензурные слова в повествовании. Не останавливайте его, если он рассказывает ужасы своей прежней жизни, играет в игры, где представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день. Проявите терпение. Лечат время, внимание и любовь.


 

«ПР»-СОВЕТ

Не удивляйтесь, что ребенок иногда может забывать, где папа или мама, не сразу скажет, как их зовут, путает имена. Это не потому, что у него плохая память или он недостаточно  умен. Малыш пока просто не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений,  которая обрушилась на него. А возможно, он так демонстрирует свою потребность в общении, в подтверждении того, что вы действительно его новые родители.



Двустороннее движение Адаптация – процесс привыкания, притирания людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. Испытывать, что это такое, каждому человеку приходилось в жизни не раз (при вступлении в брак, при перемене места жительства или места работы и т.п.). В нашем случае адаптация – процесс двусторонний: привыкать приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым – к изменившимся условиям.


Адаптация у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит от возраста ребенка, от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Если малыш до усыновления жил в семье, проблемы будут одни.


Чадо, которое всю свою небольшую жизнь обитало в доме ребенка, а затем в детском доме, иначе будет реагировать на новые условия. Но, несмотря на эти различия, в поведении детей можно заметить некоторые общие закономерности. Как отмечают психологи, при адаптации ребенка в новых условиях имеется несколько стадий.


 

«ПР»-СОВЕТ

Очень важно понаблюдать за поведением ребенка и понять его причины, полезно обратиться к специалистам, психологам (например, из школы приемных родителей) или пообщаться с такими же усыновителями. Сейчас есть большие возможности для обмена информацией. Поделиться проблемами, получить совет можно, в частности, через Интернет на сайтах, где общаются названые мамы и папы.



«Медовый месяц». Так называют специалисты первую стадию. Второй вариант названия – «Знакомство».


В это время отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Калейдоскоп игрушек, одежды, меню… Малыш испытывает удовольствие от своего нового положения. Он с радостью делает все, что предлагают взрослые. Многие дети начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили новых родителей – они только хотят это сделать. Вы заметите, что ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются (или, наоборот, заторможены, плохо идут на контакт).


«Возврат в прошлое», или регрессия – вторая стадия процесса адаптации. Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу – взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это – другие люди, в семье – другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Да, ребенок почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим, что нужно и можно делать, а что не стоит…


В эти месяцы часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек ребенка. Чтобы преодолеть все эти барьеры, родители должны быть вооружены знаниями об особенностях возраста малыша, умением устанавливать с детьми контакт, выбирать правильный стиль общения. (Полезные рекомендации вам дадут психологи школы приемных родителей, где вы учились. Если вы не посещали ШПР, обратитесь в ближайшую к вам – помогут.) Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, как воспитывали ваши родители вас, часто терпят поражение.


 

«ПР»-СОВЕТ

Многие мамы и папы боятся признаться в том, что изначальный оптимизм куда-то исчезает… Не нужно это скрывать. Это нормально, просто оптимизм убывает потому, что большинство родителей начинают понимать всю серьезность  и глубину детских проблем, а также не всегда эффективный результат своих попыток изменить поведение ребенка к лучшему. По мере того как они ближе узнают малыша, им становится понятнее, какое влияние на него оказал предыдущий жизненный опыт. Именно в этот момент важна помощь специалиста.



Иногда ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Одни становятся слишком требовательными и капризными, предпочитают играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Другие проявляют враждебность к своему новому окружению. У некоторых детей могут наблюдаться необъяснимые приступы злобы, плача, усталости или тревоги. Отмечается возврат (или появление) энуреза, вредных привычек. Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, маленький человек может изменять поведение неожиданным образом. Поэтому вас не должно удивлять, что веселый, активный ребенок вдруг стал капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой, все делает им назло.


А угрюмый, замкнутый – проявлять интерес к окружающему, особенно когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка либо становится необыкновенно активным…


Именно в этот период если не всех, то многих родителей посещают крамольные мысли типа «Что ж я сделала? Это же на всю жизнь… Справлюсь ли?..»


Об успешном преодолении трудностей адаптационного периода свидетельствует уже внешний облик ребенка: изменяется выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, на нем чаще появляется улыбка, в доме чаще звучит смех. Малыш более оживлен, отзывчив, он «расцветает».


Неоднократно было отмечено, что после усыновления у детей начинают расти «новые» волосы (не прежние тусклые, а блестящие), исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез, очевидна прибавка в весе.


«Медленное восстановление». Второй вариант названия третьей стадии – «Привыкание». Вы можете заметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Исчезает напряжение, маленький человек начинает шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении. У многих детей становится более выразительным взгляд. Расторможенные дети превращаются в более сдержанных, а зажатые – в более открытых. Это и есть форма проявления благодарности родителям, принявшим их в свою семью. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежней жизни. Возникают привязанность к родителям и ответные чувства. Малыш сам отмечает происходящие с собой изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было), сочувствует и сопереживает родителям.


Те же, в свою очередь, расстаются со страхами об отягощенной наследственности чада и готовы адекватно воспринимать происходящие в ребенке возрастные изменения.


Сколько времени именно в вашем случае займет адаптационный период со всеми его стадиями? Безусловно, это зависит от вас и маленького человека, который появился в семье.


Так, например, «Медовый месяц» длится у всех по-разному, но, как правило, от одного месяца до полугода. Далее следуют другие стадии. Безусловно, важным этапом в жизни семьи является первая годовщина ее создания. А где-то через полтора года можно сказать, что семьи, «продержавшиеся» столь длительное время, смогут существовать. Жить долго и счастливо.


Часто говорят, что ребенок в учреждении и ребенок дома – это два разных малыша. Поверьте, уже через год это будет третий малыш, и вот он-то – настоящий! Ваш!


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 


Подписка ПР