Третий - не лишний!
Достаточно ли двигаются наши дети в школе? Конечно, нет. Должно ли быть в жизни школьника больше физкультуры? Конечно, да. Никто не станет с этим спорить. Поэтому сама по себе дискуссия, которая не так давно развернулась вокруг третьего урока физической культуры на первый взгляд, кажется странной. Но, только на первый взгляд.
Перестановка мест слагаемых
Стоит присмотреться, становится заметно, что цель не очень соотносится со средствами. Добавили в сетку третий час физкультуры. Зачем - понятно: укрепление здоровья, повышение объема двигательной активности, популяризация здорового образа жизни и т.д. Но вместе с тем из расписания исчезли математика и русский язык/чтение. Просто потому, что этих предметов больше всего в неделю. Программа и требования к ее усвоению, однако, остались прежними. Учителя в замешательстве. Что делать? Самый популярный выход из положения (судя по многочисленным рассказам родителей) – увеличение объема домашних заданий и использование внеурочной деятельности для работы над усвоением основной программы. Родители тоже в замешательстве. Если раньше ребенок после школы мог побегать во дворе (какая-никакая, а двигательная активность), то теперь он сидит над домашними заданиями. Причем в два раза дольше, чем в школе, потому что мама – не учитель, и программа не простая, - времени уходит больше. На родительском собрании, учитель настойчиво рекомендует всем выбрать общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности, чтобы хоть как-то компенсировать утрату чтения и математики. Но ведь у этой самой деятельности есть спортивно-оздоровительное направление. Почему бы не использовать этот ресурс для физического развития школьников, а математику и чтение оставить на месте?
Гарантия поголовной физической активности
Сказали добавить - вот и добавили. Несмотря на то, что большинство школ было совсем не готово обеспечить введение дополнительной физкультуры в программу. Одного спортивного зала элементарно не хватало, чтобы у каждого класса была возможность заниматься три раза в неделю, плюс недостаток оборудования, кадров, методического обеспечения и т.д. Многие директора вынуждены были, выполняя указание, буквально наизнанку выворачиваться: объединять классы, выводить детей в рекреации, на улицу (на плохо оборудованные площадки), возить и водить в соседние школы и учреждения дополнительного образования (где есть бассейн и зал) и т.д. И неудобно, и риск травматизма есть. Самое безобидное, что можно было в таком случае сделать – ввести урок шахмат. Только причем тут двигательная активность?
Лишь спустя два года становится более-менее понятно, в том числе благодаря пройденному пути проб и ошибок, каким образом можно организовать этот урок. Появилась программа по физическому воспитанию в школе, рассчитанная на три часа в неделю, межведомственные договоренности, оборудование. Но все равно не понятно: почему не организация перемен, прогулок, внеурочной деятельности, внеклассной работы, а непременно дополнительный час за счет основных предметов?
Один директор школы ответил примерно так: дополнительный учебный час – это гарантия того, что дети будут 45 минут двигаться. Ну, да, это самый простой способ. А во время перемен учителя по-прежнему будут запрещать бегать (потому что опасно, а организовывать – хлопотно), предлагая взамен внеклассное чтение и настольные игры, сидя, понятное дело, за партой. Что касается внеурочной деятельности – тут вообще кто во что горазд. Кроме того, она не является обязательной, поэтому не гарантирует, что все школьники поголовно будут охвачены двигательной активностью.
Все здоровы, все читают
На брифинге на тему «Спорт в жизни московского школьника» много говорили о том, какая огромная (без преувеличения) работа ведется в Москве для популяризации и обеспечения занятий физкультурой маленьких москвичей, старшеклассников и студентов. И это действительно видно даже невооруженным глазом: достаточно выйти во двор, где появились, наконец, спортплощадки для всей семьи, в парк, где доступен прокат любого спортивного инвентаря. Возрождаются традиции веселых стартов и школьных спартакиад. Очевидно взаимодействие Департаментов образования, соцразвития, физкультуры и спорта. Поэтому, конечно, нет причин ставить под сомнение цифры, говорящие об успехах в этой сфере. Вот только на вопрос о третьем уроке физкультуры руководители отвечали без энтузиазма, мотивируя это тем, что он сегодня представляется решенным.
Вспоминаю возмущение и негодование моей подруги, мамы первоклашки, на момент введения третьей физкультуры. Детей водили в бассейн в соседнюю школу (волосы и вещи вечно мокрые, как попало скомканные, одних купальников четыре штуки потеряли – первоклашка, что взять). За дополнительное чтение родители буквально бились с администрацией. Сегодня ее дочка - третьеклассница. Спрашиваю: ну, как ваша третья физ-ра? Говорит: детям нравится, тренер по детскому фитнесу из спортивной школы приходит и занимается с подгруппой желающих. С остальными учитель физкультуры осваивает бадминтон. Ну, а чтение - спрашиваю – как? Говорит: ничего, все читают…