Центр управления полетами – «Орленок»
Во Всероссийском детском центре «Орленок» стартовала программа «Робототехника и космические проекты». Организаторы проекта – компания LEGO Education совместно с Intel Education и ВДЦ «Орленок».
Участниками программы «Робототехника и космические проекты» стали ребята 9 – 13 лет, гости 12-й смены 2015 года. Пройдя этот курс «орлята» научатся программировать, работать с автоматизированными системами, вести инженерную проектную деятельность, приобретут навыки создания новых робототехнических решений, узнают о том, как робототехника используется в аэрокосмической индустрии. Основополагающим принципом проекта является обучение в игре – детям предстоит организовать робототехническую базу на планете Марс. Продолжительность программы для ребят одной смены составляет 12 академических часов.
«Орлята» учатся летать
Всероссийский детский центр «Орленок» более 55 лет принимает детей из разных стран мира. Сегодня он состоит из восьми детских лагерей, в каждом из которых реализуются авторские и специализированные педагогические программы федерального и регионального уровней.
В основе курса «Робототехника и космические проекты» лежит практическая деятельность, связанная с проектированием, конструированием и программированием робототехнических систем, предназначенных для решения задач, стоящих перед космической экспедицией. Занятия проводятся с использованием образовательной робототехнической платформы LEGO MINDSTORMS Education EV3. Учебная программа курса базируется на комплекте заданий «Космические проекты EV3», разработанном компанией LEGO Education при поддержке NASA.
Перед началом 12-й смены специалисты LEGO Education провели интенсивный практический тренинг для педагогов «Орленка» и подготовили их к предстоящим занятиям по робототехнике. Для одного из отрядов были организованы демонстрационные занятия, на которых ребятам рассказали о безграничных возможностях создания роботов на базе LEGO MINDSTORMS Education EV3 и показали, как это происходит практически.
Школьникам, которым посчастливилось побывать в «Орленке» и участвовать в программе «Робототехника и космические проекты», предстоит выполнить ответственные задания-миссии: активировать связь, укомплектовать экипаж, инициировать его запуск, освободить робота, запустить спутник на орбиту, доставить образцы пород, обеспечить энергоснабжение. Благодаря выполнению разнообразных задач с открытым решением, «орлята» расширят свои знания по математике, физике, конструированию и техническому проектированию, программированию. Опираясь на практическое решение задач в области робототехники, они смогут сделать выводы о целесообразности, удобстве и применимости различных технологий, использующихся при исследовании космоса.
Все на мозговой штурм!
В СССР в «Орленок» попадали по путевке, которая выделялась школе за победу в конкурсах или предметных олимпиадах. В лагере дети не только проводили незабываемые летние месяцы, купались в Черном море, приобретали новых друзей, но и пополняли багаж знаний в самых разных областях. В «Орленке» существовала особая система развития личности, важнейшей составной частью которой являлась коллективная творческая деятельность. Каждый ребенок проявлял активность, заинтересованность в том чтобы участвовать в общем планировании конкретных дружинных задач, воплощать их в жизнь и сообща исправлять ошибки.
И по сей день основополагающей в «Орленке» является практика коллективно-творческих дел. Ее автор – академик И. П. Иванов. «Педагогика сотрудничества», «коллективное творческое воспитание», «орлятская педагогика», «новое воспитание», «педагогика социального творчества» – так специалисты называют эту уникальную методику работы с детьми.
Нынешним «орлятам» такой подход не кажется новым, ведь сегодня многие школы выбирают коллективную проектную деятельность для решения учебных задач. Такая работа, как правило, дает хороший результат. Проектная деятельность крайне важна для развития творческой и неординарной личности, благодаря ей ученик может раскрыть себя с новой стороны: тихоня превращается в активного члена команды, а порой и ведет за собой всю группу. Детям нравятся групповые формы проектов, где они могут проявить свои знания и таланты. Такая деятельность в первую очередь направлена на развитие творческих способностей, у школьников формируются профессионально значимые умения, которые помогут им при выборе будущей профессии.
В основе курса «Робототехника и космические проекты» также лежит групповая деятельность. Помимо углубления знаний о космической деятельности человека (и роли в ней робототехники, развития навыков программирования, участия в практической работе по созданию роботов) ребята приобретут навыки работы в группах, научатся учитывать мнение членов команды, излагать аргументы и сообща находить пути решения сложных задач. Свой проект «орлята» представят членам команды и наставникам, которым и предстоит решить, выполнено ли задание космической миссии.
Вовлеченность юных инженеров в космическую тему, возможность почувствовать себя причастными к подготовке и запуску роботов в космос, безусловно, значительно повышают уровень мотивации обучающихся к изучению естественно-научных и технических дисциплин школьной программы. Ведь большинство, если не все будущие профессии, будут связаны с информационной сферой.
В курсе «Робототехника и космические проекты» сочетаются наглядность и возможность практически освоить сложные технические закономерности, такие как элементы теории автоматического управления или принципы обратных связей. Знания, положенные в основу курса «Робототехника и космические проекты», пригодятся ребятам на школьных уроках физики, математики, информатики и технологии. Решая задачи, стоящие перед космической миссией, ученики научатся применять знания из смежных областей, видеть закономерности и находить пути решения.
«Школьники 21 века глубоко увлечены ИТ-технологиями и робототехникой, и это прекрасно, поскольку межпредметная сущность робототехники позитивно влияет на мотивированное изучение физики, математики, программирования и целого ряда смежных дисциплин. Многое из того, что ребята освоят в ходе этой смены, выйдет за рамки школьного курса, расширит круг знаний и, конечно, повлияет на выбор будущей профессии», – считает Ольга Ломбас, директор LEGO Education в России и странах СНГ.
Совсем скоро «орлята» вернутся в родные города. За одну смену они приобретут бесценный опыт общения, новые знания и умения. Возможно, кто-то их них захочет стать инженером или программистом, другие решат посещать робототехнический кружок в своем городе, ведь сегодня множество российских школ уже используют робототехническую платформу EV3 для ведения внеклассной и кружковой работы. Перед ребятами открылся новый мир безграничных возможностей, они смогли не только помечтать о космической одиссее, но и побывать на виртуальном космодроме, прикоснуться к исследовательской деятельности, новейшим технологиям, организации пилотируемых полетов, почувствовать себя космическим связистом или инженером. Главное, ребята увидели, что учеба может быть интересной и увлекательной, а на практике можно легко усвоить новые, кажущиеся невероятно сложными понятия и процессы.