Стр. 29 - G

Упрощенная HTML-версия

оценок. И что не менее важно, под-
черкивайте, что вы осознаете значи-
мость проблем ребенка. Он довольно
долго будет драматизировать прос-
тые ссоры на переменке (особенно
это касается девочек), и к этому не
нужно относиться с пренебрежени-
ем, хотя вы прекрасно понимаете,
что все проблемы скоро забудутся и
потеряют свою актуальность.
Страсти среднего школьного
возраста
Ребенок собирается или уже пере-
шел в среднюю школу. Это само по
себе – стресс и период адаптации, а у
него еще и возраст трудный, пред-
подростковый. В этот период чаще
всего начинаются попытки снизить
значимость родительского авторите-
та. Серьезные испытания начнутся
позже, а пока что подросшее чадо
просто демонстрирует свою волю и
борется за самостоятельность, к ко-
торой он не вполне готов.
Главная проблема состоит в том, что
у родителей возникает ощущение,
будто ребенок требует «взрослых»
прав, оставляя себе лишь «детскую»
долю ответственности. Например, он
ничего не делает по дому, желает це-
лыми днями играть в компьютерные
игры, но при этом демонстративно
требует, чтобы ему не «приказывали»,
и отказывается выполнять требова-
ния, которым раньше подчинялся.
Иногда он, как маленький, просится
на ручки, а иногда возмущается, что
вы «лезете в его дела». Как сохранить
родительский авторитет в такой ситу-
ации?
Прежде всего нужно понять две
простые вещи. Чтобы оставаться ав-
торитетом у подросшего чада:
достаточно просто быть его ро-
дителем;
просто быть взрослым.
Наибольшим авторитетом у детей
11–12 лет пользуются люди с твердым
характером, которые при этом «не за-
нуды». В это понятие ребята вкладыва-
ют способность взрослого прислуши-
ваться и понимать, а также жить с
удовольствием, на повышенном эмо-
циональном фоне. Предподростковый
возраст – это период активной социа-
лизации с большим количеством оши-
бок во взаимоотношениях с людьми.
И от родителей ребенок подсознатель-
но ждет установки «ты хороший, все
будет отлично»; своевременной защи-
ты, словно он маленький; делегирова-
ния все большей ответственности за
себя и демонстрации родительской
ЕСЛИ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ ВСЕ ЖЕ ВХОДИТ
В ПРОТИВОРЕЧИЕ С ВАШИМИ ПРИНЦИПА-
МИ
(К ПРИМЕРУ, ОН ПОВЫШАЕТ ГОЛОС, ХОТЯ В СЕМЬЕ ЭТО НЕ ПРИНЯТО),
НЕ ПЫ-
ТАЙТЕСЬ «ЗАМЯТЬ РАЗГОВОР»,
КОГДА РЕБЕНОК ОБРАЩАЕТСЯ К ВАМ С КОНКРЕТНЫМ
ВОПРОСОМ.
БУДЬТЕ ЧЕСТНЫ, ВЫРАЖАЙТЕ СВОЕ МНЕНИЕ.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
Помогайте ребенку в учебе, в организации досуга и дополнительных занятий
;
общайтесь с педагогами, но не забывайте, что пока еще малыш не готов к самосто-
ятельному плаванию. Улаживайте все конфликты, демонстрируя ему свою поддерж-
ку и отсутствие страха перед другими взрослыми.
Сверяйте меру дозволенного вашему ребенку и его окружению.
Скажем, не сто-
ит запрещать ему погулять с друзьями полчаса-час после уроков, если все одноклас-
сники бесятся на школьном дворе, а вам не нужно торопиться на кружок или секцию.
Однако в принципиальных вопросах вы имеете право быть твердыми.
Обсуждайте с чадом требования, которые ему предъявляет социум
, выражай-
те свое мнение, подчеркивайте, что чем старше человек, тем больше у него обязан-
ностей. Старайтесь воспитать в ребенке спокойное отношение к этому факту.
КАК НЕ СТОИТ СЕБЯ ВЕСТИ
Не жалуйтесь на невыносимость бытия
: мол, школа – это ужас, учительница –
кошмар, а домашние задания – ад.
Не принижайте авторитет учителя
,
выражая несогласие с ним.
Ребенку для
комфорта пока что жизненно необходимо согласие между значимыми для него взрос-
лыми.
Не осуждайте образ жизни одноклассников ребенка
, обсуждайте с ним волну-
ющее вас в спокойном ключе.
Первоклассные родители
27