Стр. 44 - G

Упрощенная HTML-версия

Литературное чтение
В IV четверти (после того как освоена
Азбука) начинается курс «Литературное
чтение».
Он пропедевтический, т. е. готовя-
щий учеников к освоению основного курса
русской литературы в средних и старших
классах. Происходит первоначальное зна-
комство детей с основами теории литерату-
ры, основными литературоведческими по-
нятиями и терминами, формирование
навыков простейшего анализа художест-
венного текста.
Первый год обучения литературному чте-
нию – самый важный и сложный для малы-
шей: дети в короткий послебукварный период
должны научиться читать художественный
текст, открыть его для себя как особый способ
изображения действительности, как источник
знаний о мире, о жизни, о людях и их отноше-
ниях и, в конечном итоге, о себе.
В помощь начинающему читателю в учеб-
нике есть несколько видов словарей: обыч-
ный толковый словарь, разъясняющий зна-
чение незнакомых и непонятных детям
слов, и несколько специальных словарей,
помогающих найти точное слово для обо-
значения чувств и настроений, отношения
людей и нравственных оценок. Все это спо-
собствует расширению словарного запаса
учащихся, а значит, и развитию их речи и
мышления.
Учебник состоит из 5 глав, в каждой из
которых представлена одна из характерных
особенностей художественного текста и от-
рабатываются соответствующие читатель-
ские умения.
Первая глава «Ведь это чудо из чудес –
когда из слов вдруг вырос лес!»
знакомит
ребят с возможностями автора художест-
венного текста словами нарисовать кар-
тину так, чтобы ее можно было себе
представить. Дети убеждаются в этом,
читая рассказ К.Д. Ушинского о Лисе
Патрикеевне, рассматривая рисунок в
учебнике, сравнивая два изображения – в
тексте и на иллюстрации. В итоге они де-
лают вывод, что художник изображает
лису точно по образу, нарисованному ав-
тором текста. Читая другие произведе-
ния, ученики-читатели также видят, что
писатели и поэты могут нарисовать сло-
вами любое животное, человека и даже
целую картину природы, и мы можем
представить все это.
Поскольку только что закончился буквар-
ный период обучения грамоте, достаточно
объемными в этой главе являются задания,
помеченные значком
«Предварительное
чтение»
, в которых отрабатывается техника
чтения, осмысливается значение слов и сло-
вообразование.
Изучая вторую главу «Над вымыслом
слезами обольюсь»,
дети убеждаются в
том, что словами можно передать настро-
ение героев текста или отношение автора
к происходящему. Причем сразу же, при
сопоставлении двух стихотворений, напе-
чатанных на двух соседних страницах,
малыши понимают: чувства, настроение
могут и не называться в тексте, но чита-
тель догадается, сам почувствует то же,
что и герой.
«Словарь настроений»
помо-
жет маленькому читателю точнее опреде-
лить чувства и тем самым расширить свой
словарный запас.
В третьей главе «Складно да ладно»
да-
ются начальные представления о рифме и
ритме. Представление о ритме формируется
в главе через знакомые детям тексты счита-
лочек, а о рифме – через определение созву-
чий. В этой главе много игр и заниматель-
ных моментов, что способствует мотивации
к обучению.
Четвертая глава «...А если я глаза зак-
рываю, мне видно то, чего не бывает...»
самая трудная, поскольку в ней мы раз-
бираемся в способах создания фантасти-
ческого образа в художественной литера-
туре. Дети, которые так легко живут в
мире фантазий, могут так же легко по-
нять и основной способ создания фантас-
тического образа: «фантастическое долж-
но до того соприкасаться с реальным,
что вы должны почти поверить ему»
(Ф.М. Достоевский). Мы будем рисовать
несуществующих героев – Дремоту и Зе-
воту, познакомимся с невозможными в
настоящей жизни героями, но каждый
раз будем убеждаться в том, что фантас-
тиче-ское событие окружено реальными
героями, а невероятные действующие ли-
ца переживают знакомые нам ситуации,
так же чувствуют, радуются и огорчают-
ся, как и мы. То есть художник может на-
рисовать самое невероятное, а мы, чита-
тели, представить это.
Четверть
42
Первоклассные родители