Стр. 55 - G

Упрощенная HTML-версия

53
Первоклассные родители
УМЕТЬ:
грамотно и каллиграфически правильно списы-
вать и писать под диктовку текст (55–65 слов), включа-
ющий изученные орфограммы:
безударные гласные, проверяемые ударением
(ов-
ца – овцы, ведро – вёдра, дерево – деревья)
, а также сло-
ва с двумя безударными гласными в корне
(головас-
тик – головы, головка, берега – берег, брег)
;
безударные гласные, не проверяемые ударением,
т.е. словарные слова
(автобус, адрес, аллея, аптека и
т.д.)
;
звонкие и глухие согласные в корне слова
(площад-
ка – площади, ложка – ложечка, дорожка – нет дорожек)
;
разделительные ъ и ь
(подъём, съезд, вьюга, стулья);
непроизносимые согласные
(
непроверяемые слу-
чаи
: солнце, лестница, чувство, а также
проверяемые
случаи
: устный – уста, поздний – опоздать)
;
ь после шипящих на конце существительных женс-
кого рода
(мышь, рожь, молодёжь)
;
не с глаголами
(Не спеши языком, торопись делом.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)
;
раздельное написание предлогов со словами
(по-
шёл по дорожке, зашёл за угол, нашёл на тропе)
самостоятельно ставить знаки препинания в кон-
це предложения
(точка, вопросительный и восклица-
тельный знаки).
4-Й КЛАСС
В IV четверти мы продолжаем изучение темы
«Гла-
гол»
, одной из самых сложных в курсе русского языка
начальной школы. В III четверти четвероклассники на-
учились определять вид глагола (совершенный или не-
совершенный), время (прошедшее, настоящее, буду-
щее), лицо (1, 2, 3) и число – то, без чего нельзя
приступать к изучению темы «Спряжение глаголов».
Спряжение – это изменение глаголов по лицам и чис-
лам. А изменяются глаголы по лицам и числам только в
настоящем и будущем времени. Также при спряжении
глаголов нельзя менять их вид.
Глаголов в русском языке – великое множество! Даже
сосчитать нельзя: «живой как жизнь» язык постоянно
создает все новые и новые формы. Первое, что должны
усвоить дети: почти все глаголы делятся на две большие
группы –
первое
и
второе спряжение.
Как их различать?
И для чего это надо?
Глаголы эти имеют разные окончания, и различать их
надо для того, чтобы знать, какую букву – Е или И – пи-
сать в окончании глагола. Когда ударение падает на окон-
чание, ошибиться трудно. Но если встречается глагол с
безударным окончанием, то без волшебного способа его
правильно не написать.
Способ такой:
поставь глагол в неопределенную форму
(инфини-
тив);
если он оканчивается на
-ить
, то он
второго
спряже-
ния
(кроме брить, стелить)
;
если он не оканчивается на
-ить
(кроме смотреть, ви-
деть, ненавидеть, вертеть, терпеть, обидеть, зависеть,
гнать, держать, слышать, дышать)
, то он
первого
спря-
жения.
Задание.
Напиши правильно:
Степь весело пестр…т цветами.
Высоко в небе трепещ…т жаворонки.
Кажется, будто степь дыш…т глубокими, ровными,
могучими вздохами.
Чтоб определить спряжение, посмотри на окончание
и ещё на ударение обрати внимание!
пестреть
еть
, значит, I спряжение ~ пестре
ет
;
Родители вместе с детьми могут почитать книги
Татьяны
Рик «Здравствуйте, имя Существительное», «Доброе утро,
имя Прилагательное».
Материал в этих занимательных
учебниках дается в игровой форме. На протяжении всего пове-
ствования герои книги и ваши дети, которые становятся
участниками действия, выполняют различные задания, полу-
чают научную информацию с опорой на замечательные иллю-
страции, таблицы и схемы.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ
Личные окончания глаголов:
первое
спряжение
второе
спряжение
первое лицо
-у, -ю, -ем, -ём -у, -ю, -им
второе лицо
-ешь, -ёшь, -ете -ишь, -ите
третье лицо
-ет, -ут, -ют
-ит, -ат, -ят
Есть глаголы типа
СИДИТ
и
ЛЕТИТ
с ударными
личными окончаниями (сид
ИМ
, сид
ЯТ
; лет
ИТЕ
, ле-
т
ИШЬ
) – они явно II спряжения, но неопределённая
форма у них на
-ЕТЬ
: сид
ЕТЬ
, лет
ЕТЬ
. Она может
сбить с толку.
Поэтому надо запомнить: если у гла-
гола ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ УДАРНЫЕ, НЕОПРЕ-
ДЕЛЁННАЯ ФОРМА НАМ НЕ НУЖНА.
Она нужна
только в том случае, когда личные окончания безудар-
ные.