Стр. 56 - G

Упрощенная HTML-версия

54
трепетать
ать
, значит, I спряжение
~ трепещ
ут
;
дышать
ать,
но глагол-исключение,
значит, спрягается по II типу ~ дыш
ит
;
В классе перед глазами учащихся постоян-
но висит таблица
«СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГО-
ЛОВ»
. Желательно, чтобы она в доступном
для глаз месте висела и дома.
На всякий случай повторяю
исключение
на -ать и -еть
в удобной для запоминания
стихотворной форме:
Гнать, держать, терпеть, обидеть, слы-
шать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и
смотреть, а еще дышать, вертеть.
В IV четверти четвероклассники учатся
выбирать
букву для обозначения без-
ударного гласного перед суффиксом
-Л- в глаголах прошедшего времени.
Для
этого им тоже нужно уметь образовывать
неопределенную форму, потому что:
Перед суффиксом -л- пишется та же
гласная, что перед -ть(-ти) в неопределён-
ной форме.
Например:
брос
и
ть – брос
и
л, нач
а
ть – нач
а
л, оби-
д
е
ть – обид
е
ла, завис
е
ть – завис
е
ла.
Следующее правило связано с другим гла-
гольным суффиксом. Это старинный суф-
фикс
-ся
. Раньше он означал –
себя
, да и сей-
час зачастую тоже, хотя есть и другие
значения.
Например
:
мыть
ся
– мыть себя, друг друга;
прятать
ся
– прятать себя;
подрать
ся
– «подрать» друг друга, а не се-
бя.
Этот суффикс доставляет много хлопот
детям, так как он «съедает» суффикс инфи-
нитива
-ть
, и получается подра[цц]а,
мы[цц]а, прята[цц]а. В результате – ошиб-
ки. Но даже если дети помнят, что надо пи-
сать не -ца, а
-тся
, суффикс
-ся
«съедает»
еще и
-Ь-
в инфинитиве. Как же быть? Прос-
то надо все время его называть «полным
именем», т.е. расшифровывать.
Например:
прята
ть
ся (что дела
ть
?) – прятать себя,
но пряче
т
ся (что делае
т
?) прячет себя.
Тогда не возникнет желания ставить лиш-
ний
или, наоборот, забывать о нем.
Задание.
Напиши правильно:
Глаза боят…ся, а руки делают.
Любишь катат…ся, люби и саночки во-
зить.
Не будешь ленит…ся, так и дело не будет
из рук валит…ся.
глаза (что делают?) боятся; любишь (что
делать?) кататься;
не будешь (что делать?) лениться; дело не
будет (что делать?) валиться.
Первоклассные родители
Четверть
В учебниках русского языка есть упражнения
для выработки навыка определения спряжения
глаголов. Но лучше, если вы предложите детям
найти глаголы и определить их спряжение в
текстах сказок и рассказов из учебника лите-
ратурного чтения или в журнальных статьях,
которые они читают. Дети очень любят по-
добные задания. Можно также воспользовать-
ся сборником О.В. Узоровой и Е.А. Нефедовой
«Безударные личные окончания глаголов», спе-
циально подобранные упражнения и игровые за-
дания которого позволят школьникам в полном
объеме освоить эту тему.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ