Стр. 57 - G

Упрощенная HTML-версия

55
Первоклассные родители
IV четверть 4-го класса – особенная, так как это время
обобщающего повторения за курс всей начальной шко-
лы. Поэтому сейчас самое время объяснить мамам и па-
пам, каковы же основные требования к уровню подготов-
ки школьников, оканчивающих 4-й класс?
Коротко их можно сформулировать следующим об-
разом:
Фонетика и графика.
Различать звуки: гласные и со-
гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Определять
звук по его характеристике. Моделировать звуковой
состав слова, соотносить слова с соответствующими схе-
мами, воспроизводить звуковую форму слова по его бук-
венной записи. Уметь расположить слова в алфавитном
порядке.
Морфология.
Различать части речи: существительные,
прилагательные, числительные, местоимения, глаголы,
наречия. Трансформировать одну часть речи в другую
(там, где это возможно). Анализировать грамматические
признаки частей речи. Находить основание для класси-
фикации (по родам, числам, склонениям, падежам, вре-
менам, лицам, спряжениям и т.п.).
Морфемика.
Определять состав слова (находить окон-
чание, корень, приставку, суффикс), приводя доказа-
тельства, подбирать однокоренные слова. Подбирать
слова к заданной схеме. Анализировать текст с установ-
кой на поиск в нем слов с заданными приставками, суф-
фиксами и т.п.
Лексика.
Находить в толковом словаре значение неиз-
вестных слов. Подбирать синонимы и антонимы к задан-
ным словам.
Орфография
является разделом, проходящим красной
нитью через все вышеперечисленные разделы, так как
предполагает умение соотносить звучание и написание
слова, объяснять случаи расхождения звучания и написа-
ния, обосновывать правописание слов в зависимости от
типа и места орфограммы.
Синтаксис и пунктуация.
Определять границы пред-
ложений и выбирать знак конца предложения в зависи-
мости от цели высказывания и эмоциональной окраски.
Уметь определять главные и второстепенные, а также од-
нородные члены предложения. Различать простые и
сложные, распространенные и нераспространенные
предложения. Уметь правильно расставлять знаки пре-
пинания.
Как правило, в последние дни апреля в школах прово-
дятся итоговые контрольные диктанты с грамматиче-
ским заданием. В последние годы проверка умений уча-
щихся проводится также в виде тестовых работ.
Образцы текста диктанта и теста приводить не будем, так
как их в большом количестве можно найти в сборниках,
предлагаемых в книжных магазинах. Обращу, однако,
ваше внимание на то, что
прекрасными помощниками
при подготовке к контрольным работам станут следу-
ющие пособия:
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Сборник «30 000 учеб-
ных примеров и заданий по русскому языку на все прави-
ла и орфограммы»;
Шклярова Т.В. Сборник упражнений для 4-го класса;
Тарасова Л.Е., Игнатьева Т.В. Дидактические кар-
точки – задания по русскому языку для самостоятель-
ных работ (4 класс);
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом;
Никифорова В.В. Контрольно-измерительные ма-
териалы по русскому языку;
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ
Замечательное подспорье в изучении орфограмм, связанных
с глаголом, – книга Т.Г. Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол!»,
являющаяся продолжением серии «Здесь живут части речи»,
о которой мы говорили выше. В гостях у забавного и очень
деятельного дядюшки Глагола ребята не заскучают: их ждут
приключения, игры и сказки, веселые стихи, но главное – они
узнают все о глаголе и наверняка подружатся с этой частью
речи.