Стр. 83 - G

Упрощенная HTML-версия

79
Первоклассные родители
Тест по полочкам
Беседа
Собрать сведения о запасе представлений ребенка об
окружающем мире, о способности ориентироваться в
различных жизненных ситуациях, об отношении к
действительности и развитии речи позволяет беседа, с
которой, как правило, начинается встреча с психологом.
Анализируя ответы малыша, специалист делает выводы
о социальной и в некоторой степени личностной готов-
ности крохи к школе.
Атмосфера встречи должна быть доброжелательной и
располагающей. Как правило, так и бывает, однако пси-
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
З. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырас-
тешь: мужчиной или женщиной?
4. У тебя есть брат (сестра), кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром
или днем? Что бывает раньше – обед или ужин? День или ночь?
8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
9. Кем работает твой отец (мать)?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш
(ленточка, платье)?
11. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень?
Почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель)?
15. Зачем нужны в школе звонок, парта?
16. Ты хочешь пойти в школу? Почему?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких ты знаешь птиц?
20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого
больше лап: у собаки или у петуха?
21. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов
За каждый ответ в зависимости от его правильности и ка-
чества малышу ставится некое количество баллов. Обычно
от 0 до 3.
Правильными считаются ответы, соответствующие постав-
ленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа рабо-
тает директором спортивного магазина», «У собаки лап боль-
ше. Потому что у собаки их четыре, а у петуха – две».
Неверными считаются ответы типа: «Мама Таня», «Папа
работает на работе», а также ошибки во временах года, в
признаках «больше – меньше».
Вопросы 5, 8, 15, 22 считаются контрольными. Они позволя-
ют судить об уровне социальной и эмоциональной зрелости
ребенка (низкий, средний, выше среднего) и оцениваются
дифференцированно.
Например, если, отвечая на вопрос № 5, ребенок может без труда
вычислить, сколько ему будет лет, ему ставится, скажем, 2 бал-
ла. Называет года с учетом месяцев – 3 балла. Затрудняется с
ответом или не может сосчитать вообще – 1 и 0 баллов.
Вопрос № 16 – на оценку мотивационной готовности. Если
малыш говорит, что хочет в школу, потому что ему уже ку-
пили чудесный портфель с трансформерами, значит, он еще
не наигрался. Кроха будет доигрывать в школе, восприни-
мать учебу как увлекательную игру, которая в одночасье мо-
жет надоесть. Такие первоклашки однажды встают посреди
урока и начинают перемещаться по классу: «я в школу боль-
ше не играю». Столкнувшись со строгостью учителя, они за-
мыкаются или реагируют «испорченным» поведением.
Общая сумма баллов соотносится с оценкой: школьно-зре-
лый, среднезрелый и незрелый.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ
СОБЕСЕДОВАНИЯ