Стр. 84 - G

Упрощенная HTML-версия

хологический момент «мы идем в школу, чтобы познако-
миться, показать, как ты вырос и чему научился» воспри-
нимается порой как экзамен, травмирующий детскую
психику. Совершенно напрасно. Малыш, побуждаемый
зрелой мотивацией, не станет прятаться за маму, теряя
дар речи. Желание учиться, любопытство и познаватель-
ный интерес помогут будущему первоклашке справить-
ся с волнением.
Ориентировочный тест школьной зрелости
Керна-Йирасека
Эта методика часто используется в ходе диагностики
благодаря своей простоте и информативности. Получен-
ные результаты позволяют судить о координации зрения
и движения руки, развитии тонкой моторики, а также
оценить в общих чертах развитие ребенка, его умение
контролировать себя, действуя точно в рамках инструк-
ции.
Тест состоит из трех заданий:
1) рисование мужской фигуры по памяти;
2) срисовывание (копирование) письменных букв;
3) срисовывание группы точек.
Результат каждого задания оценивается по пятибал-
льной системе: 1– высший балл, 5 – низший. Затем
вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Раз-
витие детей, получивших в сумме по трем заданиям
от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего,
от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже нормы.
Нормативы были созданы автором для детей шести
лет.
К каждому заданию дается простая для восприятия,
точная и лаконичная инструкция. В данном случае не до-
пускаются ни пояснения, ни привлечение внимания к
ошибкам малыша. Этот эксперимент ценен еще и тем,
что дает возможность судить о том, как малыш на слух
воспринимает задачу. Если он многократно переспраши-
вает и требует уточнений – это говорит о недостаточной
эмоциональной зрелости для успешной учебы в школе:
кроха просто «не счел нужным» сосредоточиться и вни-
мательно выслушать задание. Представьте себе, как это
усложнит его обучение в условиях многочисленного
класса. Таких ребят в тупик ставит даже просьба учителя
отступить несколько клеток или строк и записать число.
К аналогичным тестовым заданиям, позволяющим
оценить динамику формирования предпосылок учебной
деятельности, относятся:
Методика «Домик»
Ребенку предлагается как можно точнее срисовать
изображение домика. После окончания работы прове-
рить, все ли верно. Если заметит неточности – самостоя-
тельно исправить.
В данном случае выявляется умение ориентироваться
на образец, точно копировать его – на этом навыке стро-
Первоклассные родители
80
Подготовительный класс
ВОТ И К ШКОЛЕ НЕ ГОТОВ
Рисунок мужской фигуры может не быть высокохудожест-
венным, но изображение должно содержать все части тела.
Если в шесть с половиной – семь лет ребенок «забывает»
нарисовать нос или пальцы на руках – это свидетельству-
ет не о том, что «у нас в семье никто рисовать не умеет»,
как говорят многие родители, а о невнимании к существен-
ному. Тем более что при анализе рисунка украшения и худо-
жественность не имеют решающего значения. В то же вре-
мя способные дети иногда схематично рисуют человека,
что отражается на суммарном балле. Это стоит иметь в
виду и не спешить с выводами.
Бывают случаи, когда малыш категорически отказывается
рисовать мужчину. Такой немотивированный отказ может
быть связан с психологическим неблагополучием в семье: с
угрозой, исходящей от отца, или его отсутствием. Такая
ситуация – повод для беспокойства и коррекционных ме-
роприятий до того, как ребенок пойдет в школу. Начало
обучения – само по себе стресс, а в сочетании с глубокими
эмоциональными проблемами может привести к неврозам
и физическому нездоровью.
ПАЛКА, ПАЛКА, ОГУРЕЧИК–
?