Воспитательная работа в инклюзивном классе

С первого сентября 2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. И сейчас дети с особыми образовательными потребностями учатся в общеобразовательных классах, осваивая свою, адаптированную программу.
Такое инклюзивное обучение способствует социализации ребят, развитию толерантного отношения, но требует от педагога особых навыков и профессионализма, которые связаны не только с индивидуализацией обучения каждого ребенка. Для учителя важно создать в классе атмосферу взаимопонимания и принятия: каждый ребенок неповторим, но вместе с тем с каждым можно дружить, играть, находить общие интересы.
Циклы специальных информационно-тренинговых занятий, разработанных педагогами-психологами, направленные на развитие у одноклассников толерантного отношения друг к другу, помогают детям понять то, что все люди разные, но, уважая потребности друг друга, можно жить без конфликтов, без раздражения, в дружбе и взаимопонимании.

При планировании и создании цикла занятий педагогам необходимо помнить о следующем:
1. В результате занятий у учащихся должно сложиться устойчивое понимание, что ограниченные возможности здоровья — это часть объективной реальности, одна из сторон человеческой жизни, и к ним нельзя подходить с оценочных позиций «нравится» - «не нравится». Людям с ограниченными возможностями здоровья стоит помогать адаптироваться в окружающем мире, относиться к ним с уважением и терпением.
2. Упражнения и темы занятий должны подбираться таким образом, чтобы участники на личном опыте могли почувствовать, что значит «ограниченные возможности». Основой для изменений в поведении учащихся может быть лишь опыт личных переживаний. Такой опыт дает возможность наглядно и глубоко почувствовать себя на месте другого.
3. Занятия должны быть четко структурированы и логически выстроены таким образом, чтобы через игры, упражнения, коллажи и другие инструменты педагогической практики от начала урока до его завершения проходила единая тема занятия, чтобы она открывалась детям через многообразие приемов. Прямые призывы, декларации и назидания не приводят к изменениям в личностных установках. Значительно эффективнее приемы, воздействующие на эмоциональную сферу человека, - невербальные, проективные и т. п. Но их применение требует четкого понимания ведущим целей и конкретных задач урока, чтобы все эти упражнения были согласованы между собой, дополняли друг друга, и, следовательно, эффективно воздействовали на аудиторию.
4. Циклы занятий, направленные на формирование атмосферы принятия, сочувствия и сотрудничества должны проводиться во всех классах, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Важно распространять подобные практики на коллектив всей школы, на все учебные коллективы: только так можно повлиять на общую атмосферу принятия и толерантности в школе.
5. Как и все образовательные программы, создаваемый в школе цикл информационно-тренинговых занятий должен соответствовать возрастному уровню аудитории и учитывать ведущие виды деятельности, характерные для разных возрастных групп учащихся. Учет особенностей учащихся и малых групп — условие достижения целей, реализуемых через занятия цикла.
Также для решения поставленных задач необходимо учесть некоторые организационные требования:
1. Участниками занятий должны становиться все члены учебного коллектива, весь класс;
2. Занятия должны удобно вписываться в удобный формат школьного урока и продолжаться 45 минут.
Все это позволяет легче внедрять подобные занятия в повседневную практику. Стоит учитывать, что, если вы хотите реально изменить отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе, помочь педагогам и обучающимся принять и разделить нормы толерантного самосознания, то не стоит ограничиваться 1-2-мя занятиями. Достичь поставленной цели возможно лишь при длительной, систематической работе. Успехом вам!
Эфендиева Анна Азеровна
Старший методист
Городского психолого-педагогического центра
ТО Зюзино