Первоклашку в школу часто отдают «на учителя». Первая учительница для маленького школьника – чрезвычайно важный человек. Психологические особенности ученика началки делают его очень зависимым от эмоционального контакта с близкими людьми, в круг которых 1 сентября входит первый учитель.
Многие преподаватели, как школьные, так и на курсах, или репетиторы отговаривают родителей от попыток учить детей иностранному языку до 2-го класса. По их мнению, это напрасная трата времени и денег: все то же самое можно вложить в ребенка позже за более короткий срок. Отчасти это верно, особенно если понимать под усвоенным материалом лексику и грамматику. Однако овладение иностранным языком к словам и правилам не сводится, а те умения и навыки, которые может получить чадо 6–7 лет от роду, в дальнейшем становятся базой для более успешного обучения инязу и более свободного общения на нем.
На недавнем городском родительском собрании бурно обсуждалась тема Единого государственного экзамена – 2012. Проблема, на первый взгляд, актуальна только для родителей старшеклассников. Однако, судя по аудитории, папы и мамы учеников «началки» уже сегодня тоже хотят быть в теме. Время летит быстро: нынче чадо – первоклассник; завтра – выпускник. А тут еще нововведение: ЕГЭ с четвертого класса! На вопросы заинтересованных мам и пап откровенно и подробно отвечали руководитель Департамента образования Исаак Иосифович Калина, его заместитель Наталья Сергеевна Шерри, начальник Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Николай Александрович Юренко, председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности Людмила Александровна Мясникова. Ну а поскольку обсуждались в основном конкретные вопросы, касающиеся процедуры проведения ЕГЭ в этом году, «Первоклассные родители» решили не описывать подробно этот диалог, а просто поделиться впечатлениями и некоторыми своими соображениями, возникшими по ходу собрания.
«Знаешь, даже не предполагала, что так быстро к ней проникнусь…» Именно так в роддоме сказала мне про свою новорожденную дочь соседка по палате. Ее слова я вспомнила, когда везла домой сына. Из домаребенка…
![]() |
Все мы помним фразу «Когда деревья были большими». Маленькому ребенку родители всегда кажутся огромными и всесильными, но по мере взросления его отношение к «предкам» меняется. И это естественный процесс личностного развития. Что надо делать родителям, чтобы он проходил необидно для них и безопасно для ребенка? |
К сожалению, так уж устроено наше российское общество, что слово «реформа» всегда отзывается в умах и сердцах тревогой. А когда речь заходит об образовании – особенной тревогой. Отечественное образование – это то немногое, чем мы продолжали гордиться на протяжении многих десятилетий постсоветского времени, несмотря на крах его идеологической основы. И вот в школу пришла она – РЕФОРМА. С нынешнего 1 сентября первоклашки начали учиться по новым образовательным стандартам. И хотя до этого он был успешно обкатан в течение года в 186 московских школах, все равно наделал много шума и породил множество мифов о себе, как все новое и неизвестное. «Первоклассные родители» уже писали о новом стандарте, о том, что эксперимент официально признан успешным. Однако впечатления и тревоги родителей обязывают снова вернуться к этой теме.
Мы выставляем и объявляем детям оценки постоянно. Мы оцениваем каждый их шаг. Безоценочность общения в режиме «взрослый – ребенок» нам почти неведома. Но с чего мы, собственно, взяли, что на самом деле оцениваем их, а не себя? Если у ребенка в данный момент нет успехов и достижений, то скорее всего вокруг него находятся нерадивые и не талантливые взрослые, которые не сумели создать для маленького человека ситуацию успеха, понять его индивидуальный стиль учения, учесть склонности и сильные стороны растущей личности. Впрочем, возможно, главное даже не в том, кого мы оцениваем, а как мы это делаем. В свое время для меня стала открытием простая казалось бы вещь: в Северной Америке прогресс школьника меряется не в сравнении его успехов с другими учениками, а по тому, насколько он вырос относительно своих собственных результатов прошлого года.

Когда дети задают вопросы, на которые сложно ответить, родители выбирают несколько тактик поведения: пытаются на бытовом уровне объяснить все верно и правильно сразу; обещают уточнить информацию и через некоторое время описывают маленькому почемучке каждую деталь; просто говорят: «Я не знаю», – и забывают тему; отмахивается от ребенка банальным «Подрастешь – поймешь». Последние два варианта категорически не годятся, когда ребенок заводит речь о своем облике, особенно если он имеет видимые дефекты внешности. Как же с ним, этим «особым» чадом, быть?
На Северо-американском континенте очень часто можно встретить социальную рекламу для родителей. Этот своеобразный «родительский ликбез на бегу» складывается в Америке и Канаде из целой серии ярких плакатов, помещаемых в общественных местах и транспорте, а также в некоторых бесплатных рекламных газетах. Едешь себе в метро на работу или стоишь на автобусной остановке или находишься еще в каком-либо общественном месте и занимаешься родительским самообразованием, изучая подобные плакаты. Такая социальная реклама оплачивается из госбюджета. Денег на ней явно не заработать, но можно получить ценнейшие социальные дивиденды.