В IV четверти много времени отводится
повторению и закреплению изученного ма-
териала. Тестовые задания позволят быст-
ро и эффективно оценить уровень знаний
ребенка по курсу русского языка начальной
школы. Для тренировки и подготовки к
контрольным работам вам пригодятся сле-
дующие издания:
Т.В. Игнатьева, Л.И. Тикунова «Конт-
рольные, проверочные и творческие работы
по русскому языку»;
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Абсолют-
ная грамотность за 15 минут»;
Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бу-
неева «Дидактический материал (упражне-
ния)».
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Четвероклассники знакомятся с творчест-
вом С.А. Есенина, И.С. Никитина, С.Д. Дрож-
жина, А.В. Жигулина, Б.А. Слуцкого
(раздел «Родина»)
, с любимыми всеми
детьми «Приключениями Электроника»
Е. Велтистова, с «Путешествием Алисы»
К. Булычева
(раздел «Страна Фантазия»)
,
а также с произведениями зарубежных ав-
торов (Дж. Свифт «Путешествия Гулливе-
ра», Г.Х. Андерсен «Русалочка», М. Твен
«Приключения Тома Сойера», С. Лагерлёф
«Святая ночь», «Ночь в Назарете»). Не от-
кажите себе, уважаемые родители, в удо-
вольствии перечитать все эти прекрасные
произведения еще раз – вместе со своим ре-
бенком. К тому же эти занятия помогут вам
понять, насколько «квалифицированным»
читателем стало ваше чадо, отучившись в
начальной школе.
Четвероклассник должен уметь:
формулировать главную мысль, тему
произведения, соотносить ее с заглавием
текста, рассказывать сюжет;
составлять план текста;
пересказывать по плану;
самостоятельно выделять ключевые
слова в тексте;
высказывать и аргументировать
свое отношение к прочитанному;
составлять устные рассказы о героях
на основе самостоятельно собранного ма-
териала;
относить прочитанное произведение
к определенному виду и жанру;
отвечать на вопросы по содержанию
текста, формулировать свои вопросы.
Надо сказать, что в конце 4-го класса
проводится итоговая диагностика знаний
и умений выпускников начальной школы.
Как правило, в виде теста. Опыт показы-
вает, что
типичными являются ошибки
на элементарное обоснование высказан-
ного суждения, нахождение в тексте при-
меров, доказывающих приведенное утве-
рждение, высказываний, поясняющих
смысл неизвестных слов. Отсюда мой со-
вет родителям: техника чтения техникой
чтения, однако самое серьезное внимание
стоит уделить умению ребенка анализи-
ровать текст, сформировать который по-
могут совместное чтение и обсуждение
прочитанного.
66
Четверть
Первоклассные родители
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ
ЧТОБЫ ЧТЕНИЕ СТАЛО ЛЮБИМЫМ
ЗАНЯТИЕМ РЕБЕНКА
Безусловно, важен личный пример (если ре-
бенок видит родителей с книгой, для него оче-
виден вывод: чтение – это интересно).
Предлагайте малышу книги, ориентиро-
ванные на его вкус и предпочтение.
Для чтения выбирайте спокойное время –
например, вечером перед сном.
Читайте чаду вслух (даже если он, по ваше-
му мнению, «уже взрослый»), читайте с ним по
очереди.
Обязательно обсуждайте прочитанное,
спрашивайте его мнение о событиях и персо-
нажах.
Не пытайтесь все и всегда разъяснять сами,
ищите объяснения вместе с ребенком – в спра-
вочной литературе, в энциклопедиях и т. д.
Чаще заходите с детьми в книжные мага-
зины, где книгу можно свободно взять с полки и
полистать.
Научите маленького человека «собирать»
свою библиотеку. Постоянное ее пополнение
будет предметом удовольствия и его особой
гордости.
Для заучивания наизусть рекомендуются
не только стихотворения, но и небольшие от-
рывки прозы описательного характера.
Посоветуйте ребенку завести читатель-
ский дневник, в котором можно записывать не
только фамилию, имя автора, название произ-
ведения, но и имена главных героев, основные
события. Не лишним будет выписать незнако-
мые слова с их разъяснением, описать свои впе-
чатления (эмоции) о прочитанном. Этот вид
работы помогает развитию письменной речи
школьника (этапы подготовки к сочинению).
Чтение – это замечательно, но не стоит
забывать и о здоровье ребенка (правильная
осанка, освещение)!
1...,63,64,65,66,67,68,69,70,71,72 74,75,76,77,78,79,80,81,82,83,...137